Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Решение на эмоциях – Зерновой союз Казахстана направил в МСХ проект расчета экспортных квот
Зерновой союз Казахстана (ЗСК), изучив вынесенный на публичное обсуждение проект Правил расчета и распределения количественных ограничений (квот), вводимых при экспорте фуражных культур, направил в МСХ РК и НПП РК «Атамекен» свои предложения в форме сравнительной таблицы и проекта Правил в новой редакции.
В письме представители ЗСК обратили внимание на то, что экспорт фуражной пшеницы (мягкая 5 класс) осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Поэтому, в этом случае, отмечают подписанты, порядок распределения квоты, предусмотренный проектом Правил, может быть применен, но с некоторыми недостатками. Например, квота, полученная заявителем посредством пропорционального распределения общего объема квоты среди всех заявителей,
может не соответствовать вагонной партии и привести к образованию остатков (менее 60 тонн).
При этом, подчеркивается, что в случае возможности аренды крупнотоннажных вагонов такие остатки можно существенно снизить.
Несколько другая ситуация складывается с экспортом ячменя, который, преимущественно, отгружается в Иран (90% всего экспортного потенциала). Поэтому, ЗСК отмечает, что если
порядок распределения квоты, предусмотренный проектом Правил, можно применить для экспорта ж/д транспортом, то в отношении экспорта морским транспортом и контейнерами этот порядок не применим.
В качестве примера приводится следующая ситуация. Судовая партия составляет 3 и 5 тысяч тонн, а квота, полученная заявителем посредством пропорционального распределения общего объема квоты среди всех заявителей, может не соответствовать судовой партии и привести к образованию больших остатков (до 3 тысяч тонн). По контейнерным отгрузкам: минимальная партия контейнерного поезда 52 контейнера (1 350 тонн), предлагаемый порядок распределения квоты также не применим, так как приведет к невозможности полной загрузки контейнерного поезда и, как следствие, к большим остаткам.
Таким образом,
предлагаемый порядок распределения квоты создает условия либо к непредвиденному существенному снижению рентабельности экспортных сделок, либо к их убыточности.
В ЗСК акцентируют внимание, что крайне сложно учесть в порядке распределения квоты все особенности транспортировки ячменя. Как следствие ожидается множество нареканий со стороны экспортеров ячменя, так как
такой порядок ограничивает бизнес по направлениям экспорта и создает предпосылки для убыточности экспортных сделок.
Кроме того, подписанты обращают внимание, что введение с начала сезона ограничения экспорта ячменя на условиях предлагаемого распределения квоты (без учета особенности транспортировки) внесет определенное замешательство и повлияет на рынок снижением текущего спроса зерновой.
Дальнейшее действие такого порядка распределения квоты и низкие темпы экспорта казахстанского ячменя создадут конкурентное преимущество российскому ячменю, который также поставляется в Иран.
При этом российские экспортеры в последние годы активно используют терминалы порта Актау для перевалки ячменя в Иран. В Союзе прогнозируют, может сложиться так, что в период замешательства казахстанских экспортеров, российские коллеги займут мощности перевалки актауского терминалов своими объемами «со всеми вытекающими из этого последствиями».
В качестве альтернативного варианта ЗСК предлагает:
- сформировать баланс производства и потребления, а также определить экспортный потенциал, что даст возможность оценить с какого периода потребуется ввести квоту на экспорт фуражного зерна;
- установить контрольную цифру экспортного потенциала, по достижении которого вводится экспортная квота. Например,
при экспортном потенциале ячменя 800 тысяч тонн, контрольную цифру можно определить в 500 тысяч тонн;
- не ограничивать экспорт до достижения контрольной цифры (500 тысяч тонн) и ежемесячно осуществлять мониторинг темпов и объема экспорта на основании данных КГД МФ РК;
- исходя их темпов экспорта и по достижении объема, приближающегося к контрольной цифре, объявить заблаговременно о введении квоты на оставшиеся 300 тысяч тонн;
- после распределения квоты (300 тысяч тонн) и ее исполнения, оценить темпы и объем внутреннего потребления фуражного зерна и, при необходимости, ввести полный запрет на экспорт фуражного зерна.
В заключении представители ЗСК резюмируют, что вышеприведенные данные демонстрируют нецелесообразность введения экспортной квоты с начала сезона, поскольку
такое решение преждевременно для цели обеспечения потребности внутреннего рынка, так как темпы и объемы экспорта в период с сентября по декабрь находятся в пределах экспортного потенциала.
По их мнению, в текущем сезоне решение о квотировании ячменя возможно потребуется не ранее декабря 2021 года.
ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам