Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Утилизационный сбор: игра в одни ворота?
Еще в 2016 году Министерство по инвестициям и инфраструктурному развитию Республики Казахстан инициировало вопрос введения утилизационного сбора на сельхозтехнику. Какова позиция самих сельхозтоваропроизводителей по отношению к данному нововведению и как отразится оно на состоянии отрасли мы попробовали рассмотреть в данной статье.
Принято считать, что расширенные обязательства производителей (импортеров), или другими словами утилизационный сбор, в Казахстане вводится в ответ на введение утилизационного сбора в Российской Федерации, который действует в отношении автомобилей и колесной техники, включающей в себя в том числе все комбайны, тракторы, погрузчики и другую самоходную технику.
Формально говорится о том, что утилизационный сбор затронет всех одинаково. Программа будет включать в себя: 1) получение сертификата на покупку новой сельскохозяйственной техники (исключительно местной сборки) в обмен на сдачу любой старой техники на утилизацию 2) обязательную оплату утилизационного сбора за любую новую сельхозтехнику (как импортной, так и отечественной сборки). И если к первому пункту возражений нет – пусть бы сертификаты шли на сельскохозяйственную технику местной сборки – все мы за развитие отечественного машиностроения, то второй – это откровенное иждивение за счет всех аграриев, а в особенности тех, кто выбирает западные высокопроизводительные и технологичные машины и технологии. Кроме того, размеры утилизационного сбора в Казахстане будут чрезвычайно велики (10-15%), когда в развитых странах урезоненные ставки сбора за утилизацию составляют порядка 1-2%. Поэтому в Казахстане утилизационный сбор будет выглядеть как дополнительный налог и явно иметь протекционистскую природу, так же как и в России.
При этом инициатива по введению утилизационного сбора в Казахстане в отношении сельхозтехники имеет отличия от Российской. Прежде всего Российская Федерациявведением данного закона защищает своих исконно-национальных флагманских производителей, таких как Ростсельмаш и др, тогда как в Казахстане эта мера будет реализовываться ради Агромашхолдинга и завода Вектор-КЗ, которые привозят белорусские и российские комбайны для сборки/доработки и реализации на внутреннем рынке. Во-вторых, в России отчисления утиль сбора идут напрямую в госбюджет, тогда как в Казахстане планируются отчисления в компанию ТОО «Оператор РОП», которая насколько нам известно, освобождена от любых налогов и поступающие средства направляет на содержание компании и создание так называемых утилизационных или шредерных заводов, вклад в экономику от которых обществу пока не виден. Поэтому нагрузка, которая будет падать на фермеров от этой заградительной меры в виде утиль сбора, на самом деле не ведет к поступлениям в бюджет, а будет нагрузкой ради создания шредерных заводов, сиюминутная необходимость в которых для сельскохозяйственной отрасли страны сомнительна. И самое главное делаться это будет за счет «кармана»сельхозтоваропроизводителей Казахстана.
Полтора года назад был введен НДС на комбайны и тракторы мощностью менее 130 л.с., что привело к удорожанию техники для сельхозников. Теперь планируется программа по утилизационному сбору. Что ждет дальше отрасль, которая на сегодняшний день не встала на рельсы стабильного развития.
Лущак Павел Васильевич, директорТОО «Найдоровское», Карагандинская область:
«Крестьянские и фермерские хозяйства Казахстана сталкиваются с рядом экономических проблем: пока нет страхования в растениеводстве, нет вовлечения банковского сектора в кредитование, да и в целом сам банковский сектор переживает сильнейшие изменения. Поэтому говорить о каком-то частном кредитовании со стороны банков второго уровня не приходится – в основном монополистом в вопросах финансирования являются структуры холдинга «Казагро».Кроме того Казахстан – зона рискованного земледелия и мы, крестьяне, зависим от погодных условий. Именно поэтому так важно обращаться к западным технологиям, к самой современной и высокопроизводительно технике – это сокращение сроков полевых работ, сокращение затрат и, в конечном итоге, снижение себестоимости продукции. Сегодня сельскохозяйственный сектор находится на этапе диверсификации, когда традиционные культуры уже не дают необходимую рентабельность и многие хозяйства берутся за новые проекты в переходе на новые культуры. И тут не обойтись без производительных технологий и западной техники. На примере своего хозяйства я могу сказать, что к примеру, цифровизация, внедряемая активно в казахстанском сельском хозяйстве, невозможна без западной техники. Мы активно работаем в данном направлении, ТОО «Найдоровское» в прошлом году получило награду как лидеры цифровизации 2018 года, и я могу с твердой уверенностью заявить, что это новый этап развития сельского хозяйства, но для его внедрения, помимо спутниковых программ и фотоснимков обязательным условием является применение техники самых передовых производителей. На сегодняшний день это западные.Это просто недопустимо в такие моменты усиливать финансовую нагрузку на отрасль, снижать доступность и ограничивать в выборе техники. А программа утилизационного сбора вероятнее всего приведет именно к такому результату»
Несколько лет назад утилизационный сбор, по аналогии с Российской Федерацией, был введен в отрасли автомобилестроения в поддержку отечественных сборочных заводов. Последние утверждают, что данная мера привела к существенному росту и развитию сектора автомобилестроения в Казахстане. Стоит ли ждать аналогичного эффекта в сельхозмашиностроении?
Давайте попробуем разобраться, в чем разница между двумя направлениями промышленности.
Пшенов Тимур, директор ТОО «Ен Дала», Акмолинская область:
«Первое и самое главное, пожалуй, отличиев том, что если автомобиль это предмет повседневного пользования, отчасти даже предмет роскоши, то сельскохозяйственная машина – серьезная инвестиция и средство производства. Инвестиция как в собственный бизнес, так и в экономику страны. Она должна быть технологичной, доступной, а вместо этого каждое нововведение чаще всего приводит к ее удорожанию. Особенно когда речь идет о западной технике, где увеличение стоимости на 10 – 15% это порядка 30 – 45 000 долларов.»
И вроде как программа утилизационного сбора, по официальной версии, направлена на поддержку развития отечественного машиностроения. Но есть ли оно? Реально ли те компании, в пользу которых данная мера была разработана являются отечественными производителями, развивающими данный сектор экономики страны?
Комбайновое и тракторное машиностроение в Казахстане представлено только российскими и белорусскими заводами: Ростсельмаш (Ростов) через ТОО «Вектор-КЗ» (Кокшетау) и КАИК (Кокшетау); Гомсельмаш (Гомель) через АО «Агромашхолдинг» (Костанай); МТЗ (Минск) через ТОО «Семаз» (Семей). АО «Агромашхолдинг» вот уже 14 лет производит комбайны. По факту, изменений за 14 лет не произошло – все время на завод приходит готовый комбайн из-за рубежа, который проходит в Казахстане «отверточное» производство. Такая же процедура и с другими «отечественными производителями» - как приходил трактор «Беларус» в частично разобранном состоянии из Беларуси, так и продолжает приходить. Никакой локализации производства в реальности нет, по сути заводы сельхозмашиностроения в Казахстане являются сбытовыми подразделениями российских и белорусских заводов, импортирующими компаниями, оплата за производимую продукцию которых идет зарубеж, также как и за технику западных поставщиков.Статистика показывает, что нет никакой информации о наличии системного экспорта производимых машин с данных заводов. Головные заводы наших сборочных заводов иногда создают в Казахстане несколько сбытовых подразделений. Так, например, сборкой МТЗ занимается уже не только Семаз, но и новый завод Композит Групп в Костанае, т.е. это уже их второй локальный «дилер», который начнет выполнять требования локализации по трактору опять с нуля.
Лопатин Валерий Викторович, глава ТОО «КХ Красный Партизан», Восточно-Казахстанская область:
«Если сравнить с Россией, то последняя имеет своих национальных производителей сельхозмашин. Утилизационный сбор в их случае мера, вероятно, оправданная, направленная на защиту своих производителей. Но отнюдь не от казахстанских заводов. Российские бренды (Вектор, Акрос, Кировец, Бюллер и пр.) востребованы в нашей стране, они будут продолжать импортироваться. Для них РК это экспортный рынок, где утилизационный сбор им не помеха, поскольку они его легко обходят через небольшие (формальные) локальные сборочные заводы. При этом сам их продукт никак не меняется, максимум косметически. Другими словами, утилизационный сбор, введенный в РФ не направлен на защиту от Казахстана и смысла для нашей страны в зеркальности данной программы нет. Российские производители будут продолжать экспортировать в РК свой продукт (например, комбайн Вектор, машину Лада) либо в готовом виде, либо в виде машинокомплекта для сборки. Утиль сбором мы ограничиваем доступность производительных сельхоз машин со всего остального, в первую очередь, западного мира. Западные технологии окажутся более дорогостоящими. Поэтому в нашей стране утилизационный сбор будет вводиться против самих себя.»
Возвращаясь к ситуации с утилизационным сбором, введенным в отрасли автомобилестроения, немаловажно отметить, что с момента вступления закона в силу ставка на авто в России и Казахстане уже повышалась. Утилизационный сбор наряду с техрегламентом перекрыли ввоз б/у автомобилей и повысили их цену на внутреннем рынке Казахстана, вынуждая население приобретать новые автомобили (де-факто привязанные к доллару), либо переплачивать за бывшие в употреблении. Опять же в пользу сборочных заводов с низкой локализацией – автомобили привозятся в готовом виде, нет развития производства автокомпонентов. Ни для кого не секрет, что элементарно не освоено производство глушителей. Аккумуляторные батареи ставятся привозные, сварки и покраски нет. И опять же, системного экспорта собранных автомобилей из Казахстана в Россию нет.
Эксперименты с автосектором напрямую влияют на широкое население, на комфорт и издержки населения, т.е. деньги на подорожавшие автомобили платим мы все со своих карманов напрямую. Незаметно, но уже достаточно много было оплачено за все эти годы. Вместе с тем, можно предполагать, что какой-то прогресс в автосекторе происходит, поскольку каждый из заводов ведет работу по серьезному расширению производственных линий, огромные инвестиции вложены в строительство заводов Сарыарка-Автопром в Костанае и Автоваз в Усть-Каменогорске. Поэтому можно предположить, что утиль сбор на автомобили хотя бы частично оправдался. Чего не стоит ожидать от сельхозмашиностроения, где годами все остается на том же уровне.
Вместе с тем, министр по инвестициям и развитию господин Скляр в недавнем интервью заявил, что повышения цен на отечественную технику из-за утилизационного сбора не будет.
Так ли это и чего стоит ожидать сельхозтоваропроизводителям?
Ержан Ахатович Нурбаев, директор ТОО «Восток – Агрохолдинг», Восточно-Казахстанская область:
«Аналитика показывает, что в результате 100%-ной девальвации тенге западная сельхозтехника с 2015-2016-х годов в Казахстане стала в два раза дороже. Но вместе с тем и так называемая отечественная техника тоже выросла на 100 и более процентов. Отечественные сборочные заводы также поднимают свои цены каждый раз когда есть повод. Для сравнения, стоимость западной техники в инвалюте растет на 2-5% в год, тогда как за последние 3 года трактор Беларус 1221 вырос на 119%, Комбайн Есиль на 130%, Комбайн Вектор на 100%.Причем по некоторым данным комбайн Вектор российский вырос на 60%, а Вектор казахстанский вырос на 100%, что вероятнее всего говорит о сверх-марже именно местного завода, т.е. ТОО «Вектор-KZ». Поэтому как только повысится стоимость западной техники, отечественные заводы через некоторое время тоже повышают свои цены. Это неизбежно и доказано временем!»
Подводя итог всему сказанному и происходящему, что ждать сельхозтоваропроизводителям от введения утилизационного сбора на сельхозтехнику?
Лущак Павел Васильевич, директорТОО «Найдоровское», Карагандинская область:
«Первое, чего следует ожидать – снижение темпа обновления парка сельскохозяйственной техники. В настоящее время этот показатель и так чрезвычайно низок – 1-2% в год вместо 6-8% положенных. Так как большая часть крестьянских и фермерских хозяйств на сегодняшний день приобретают сельскохозяйственную технику через лизинговые и кредитные организации, доступность сельхозтехники упадет из-за увеличения порога для покупки – к первоначальному 15% взносу добавится еще 10-15% утиль сбора. Нам абсолютно не оставляют выбора, отбрасывая развитие сельского хозяйства на десятки лет назад»
Пшенов Тимур, директор ТОО «Ен Дала», Акмолинская область:
«Не считаю, что введение утилизационного сбора в действительности положительным образом отразится на становлении и развитии отечественного машиностроения. То, что производится в России будет привозиться в Казахстан и подвергаться сборке, которая включает в себя разгрузку с платформы, завоз в цех на своем ходу, разборка нужных деталей и их же сборка, сертификация. Тем более что Министерство по инвестициям и развитию облегчает требования по локализации. Отечественные заводы так и останутся импортерами, крестьяне будут платить из своего кармана за подорожавшую технику. Утилизационный сбор останется налогом на самих себя и будет сдерживать развитие всей сельскохозяйственной отрасли.»
Подготовил ЗМ.
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам