Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Бизнес РК в ожидании реакции на завышенные ставки ж/д перевозок
На фоне резкого роста тарифов на экспортные ж/д перевозки и угрозы остановки целых отраслей экономики, НПП «Атамекен» провела оперативное совещание с участием представителей бизнеса, АО «НК «КТЖ» и госорганов.
Темой обсуждения стало неисполнение нацперевозчиком решения Государственной комиссии, согласно которому с 19 мая текущего года тарифный индекс должен был быть снижен с индекса 3,0 до 1,0.
Национальный перевозчик ссылается на законодательство о естественных монополиях, согласно которому любые изменения вступают в силу по истечении 15 календарных дней с даты подписания решения руководством АО «НК «КТЖ», то есть не ранее 8 июня. По оценке участников, такая задержка является необоснованной, особенно в условиях, когда потери уже исчисляются сотнями миллионов тенге и сопровождаются сокращением рабочих мест.
Как отмечает заместитель председателя Правления НПП Мурат Амрин, особенно остро ситуация отражается на экспортных поставках: за последние годы регулируемый тариф на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивную тягу и общий тариф в экспортном направлении кратно возросли. Это значительно опережает темпы инфляции и ставит под угрозу конкурентоспособность казахстанских товаров на внешних рынках.
«Рекомендация Госкомиссии имеется, дата применения понижающих индексов до 1,0 установлена с 19 мая. Если ожидать понижения, как предлагает «КТЖ», ссылаясь на тарифное регулирование с 8 июня, это негативно скажется на экспорте отечественных компаний, которые и так несут убытки».
Решение уже вызвало отток иностранных заказчиков, приостановку отгрузок и простои на предприятиях, отмечают участники встречи. Так, у ТОО «Корпорация «Казахмыс» наблюдается повышение тарифа МЖС на экспорт продукции на 316 %. АО «Шубарколь Премиум» рассматривает возможность полной приостановки отгрузки. АО «Каражыра» уже сократило экспорт угля на 35%. Началось замещение казахстанского угля российскими поставками, что грозит потерей стратегических рынков.
«Мы не можем выполнить контрактные обязательства. Резкий рост тарифа более чем на 140% оказался неожиданным. Стоимость перевозки выросла втрое, и теперь мы не в состоянии даже вывести продукцию», – представитель ТОО «Каражал Оперейтинг».
«В 2024 году коэффициент МЖС повышался уже трижды. С 1 января экспорт подорожал на 50%, с 1 мая ещё на 24% по Казахстану. Это колоссальный рост, себестоимость цемента значительно возросла», - представитель Цементного завода города Семей.
Производители цемента, кварцевого песка, угольщики и металлурги массово сокращают объемы или вовсе прекращают экспорт.
Во избежание дополнительного давления на бизнес, уже работающего в условиях убытков, Национальная палата предпринимателей направила письмо в МНЭ с просьбой разъяснить порядок применения протокола Госкомиссии. Отметим, что по результатам инициированных руководством Нацпалаты переговоров с АО «НК «КТЖ», Министерством национальной экономики и Министерством транспорта, ожидается срочное решение по данному вопросу в пользу казахстанского бизнеса.
Подготовил ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: горчица, черная, со склада, объем - 540 тонн 19 мая 2025 г. 13:23
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:22
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:20
- Перейти к торгам