Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Финские комбайны и казахстанский молоток
Комбайны Sampo, выпускаемые с недавнего времени на заводе «Казтехмаш», что в Петропавловске называют комбайнами для влажного зерна. Ведь в Финляндии, откуда они родом, практически не бывает сухой осени. Этими комбайнами в свое время оснащались советские зерновые опытные станции, ввиду их аккуратности и точности сбора колосьев. Недавно ЗМ побывал на заводе и поговорил с его руководством.
О планах открыть такой завод в Петропавловске было объявлено сравнительно недавно. И вот месяц назад Президент в ходе телемоста дал пуск производству зерноуборочной техники. А какую-то неделю назад завод заявил о сборке пяти единиц комбайнов. Все спорится в руках Казтехмашевцев: стараются, начали продажи перед уборкой - успели. Сборка пока ведется в одном цеху. Начаты работы по реконструкции второго.
Ведь Казтехмаш размещается в помещениях бывшего завода малолитражных двигателей (МЛД). Эвакуированный в первый год Великой Отечественной войны, он прекратил свое существование в 1997 году. На этой территории осуществлялась некоторая деятельность, но цеха и административный корпус не использовались. Нужно представить себе здание, которое 8 лет простояло без хозяина, да и до этого несколько лет ремонта не видело. Коридор администрации – образчик советской дизайнерской мысли - из кирпичиков бирюзового стекла.
Снаружи цех смотрится тоже неказисто: кладка, хоть и крепкая, - кое-где с зеленым налетом. Зато внутри цеха – евростандарт. Бетонный пол, стеллажи, тележечки, ровная линейка уже собранных жаток, показавшийся дорогим неназойливый не резкий запах новых шин. Видно что и в коллективе – рабочий настрой. Механики в чистых робах, облепившие почти готовую машину, при виде фотоаппарата, начали подшучивать над кем-то. Лица не озлобленные, увлеченные.
Специально начал с дыр и заплат. Именно в этом контрасте, как кажется, просматривается главная суть: начали не с кабинетов ремонт – с производственных помещений. Кому-то может важно, как его (как клиента) встречают, в какой диван садят; кому-то просто нужен качественный комбайн. Одним словом, понятно, что жить и развиваться молодому заводу в силу каких-то причин нужно с оборота. Чтож, и это стратегия, не нам рассуждать о ее правильности. Это первые вытекающие друг из друга крайности, между которыми, по нашему мнению, оказалось руководство завода: чтобы наращивать нужно зарабатывать, чтобы зарабатывать нужно наращивать.
Второе. Финские петропавловцы стали заложниками суждения о том, что местное – значит недорогое. Покупатель и власти требуют глубокой локализации и удешевления машин, владельцы торговых марок не могут пойти на это без полной уверенности, что не пострадает качество.
Третье. Проблема всей промышленности Казахстана, оказавшейся в неравной борьбе с подешевевшими товарами из России. Коммерческий директор предприятия назвал стоимость одного комбайна – больше 270 тыс. долларов. Ближайшие конкуренты в этом ценовом сегменте – как раз россияне. И у них получается дешевле.
Как намереваются балансировать заводчане между сциллами и харибдами современности – в разговоре с генеральным директором Сабитом Шакеновым.
- Читателей нашего сайта, прежде всего, интересует процент локализации Вашего завода.
- В первую очередь мы ставили задачу собрать, не теряя качества. Вы знаете, что зачастую в машиностроении из-за потери качества имидж теряется. В этих целях мы не только обучали своих людей, но и обучались сами, участвовали в процессе сборки. Собираем технику строго в присутствии специалистов-партнеров, согласно нашей договоренности. Это нам обеспечивает, в первую очередь - качество, которого мы не должны терять.
Что касается локализации, то этот вопрос у нас сейчас прорабатывается, более детализируется. У любой техники есть энное количество составляющих и комплектующих. Мы сейчас детально прорабатываем с потенциальными казахстанскими поставщиками запчастей, казахстанскими производителями для того чтобы заменить некоторые детали наших машин, не теряя при этом качество, тем самым увеличив локализацию. Хочется еще сказать, что нет четких правил: что входит, что не входит в степень локализации. Например, 12% НДС мы платим, а это уже 12% казахстанского содержания. Люди которые у нас зарплату получают – 10% соцотчислений платят.. Что касается непосредственно сборки, то со скрипом дело идет. Что там говорить, мы очень долго искали элементарный элемент обшивки: их гнуть надо, там сварка должна соответствовать.
- То есть получается, между двух огней: с одной стороны Вы сами хотите отечественного производителя, с другой стороны, Вы сами не хотите потерять покупателя.
- В Астане сейчас есть локомотивный завод. Там уже наши партнеры побывали, и сказали, что там оборудование лучше, где-то как-то позволяет именно гнуть, резать лучше. Такое оборудование существует только там, сейчас пытаемся связь наладить с ними. У кого как получится, это дело времени, очень тонкая, кропотливая работа. В первую очередь мы ориентируемся на Петропавловск, местные заводы: ПЗТМ, Мунаймаш, ЗИКСТО. Мы приходим и говорим, вот ребята, что Вы можете производить?
Сейчас эта работа продолжается, соответствующие договора-меморандумы подписаны. Например, ПЗТМ нам пытается тележку сделать для жатки. Поэтому мы специально не закупили их из-за рубежа, закупили только в незначительном количестве на первом этапе, чтобы посмотреть, чтобы от наших партеров могли потом собирать. Отдельно заключаем договор с конструкторским бюро, чтобы самим что-то заказывать. Планируем сварочные агрегаты заказывать, покрасочное оборудование, сушильную камеру, европейского качества. Поэтому, ответить на вопрос о локализации очень сложно. Грубо, один комбайн состоит из нескольких тысяч деталей. Даже элементарно - молоток, есть ли такой, который сделан в Казахстане?.. Ни один завод в мире 100% не производит готовую технику.
- Почему именно Петропавловск и почему именно финские комбайны?
- Вначале география. Мы рассчитываем зону продажи не только на зерновые регионы Казахстана распространить, но и на соседние регионы России: Омскую область, Тюменскую. Это рынок сбыта, это нормально. Тем более в рамках ЕАЭС. Второе: в Петропавловске есть заводы, которые могли бы увеличить локализацию, что также сократит себестоимость продукта. Здесь есть колледж, то есть специалисты, которое его оканчивают традиционно работают на этих заводах, то есть подготовка кадров, которые могут придти на работу. Иначе говоря, из этих комплексных соображений был выбран Петропавловск. Элементарно: построить на сегодняшний день новый завод, начиная от проектирования, АПЗ техусловий и прочего нам стоило не один десяток миллионов долларов. В данной ситуации наличие заводов в Петропавловске помогло нам принять решение, сделать выбор.
- Откуда ваша компания?
- Учредитель нашей компании Казинтертехсервис, специализируется на продаже транспортировочной техники. А также «Самрук-казына инвест», владеет 49% , специализируется на оказании помощи содействию и становлению бизнеса. В компании работают люди разных направлений. Поэтому, я так думаю, это будет дополнять все в комплексе.
- Когда появится в прайс-листе Казагрофинанса петропавловские комбайны?
- У нас есть договоренность с КазАгроФинансом, они готовы финансировать сельхозтоваропроизводителей на покупку нашей техники в лизинг, на тех же условиях, что и другие марки. Но на сегодняшний день мы новая компания, и нужно пройти этап сертификации, а чтобы это сделать нужно предоставить готовую технику.
- Успеете до уборки?
- Мы на это рассчитываем, потому что мы сделали большой объем работы в короткий срок. Мы начали подготовку площадки завода с середины декабря по сегодняшний день, нам пришлось столько переделать. А с другой стороны, вопрос по сертификации. Сертификация производится на произведенную технику. Недавно первый выпуск сделали, сейчас идет сертификация. То есть сертификация выдается уже на готовую продукцию. Техника должна соответствовать по всем техническим параметрам и плюс еще вопрос казахстанского содержания.
- Все-таки вы заходите на рынок, где крупная конкуренция. Есть фишка у комбайнов?
- Есть целый комплекс привлекательных аспектов. Все вопросы были отработаны, проанализированы. Есть подтверждение наших партнеров. Техника гарантируется как нами, так и нашими поставщиками. Участвуем в организации не только продаж, но и сервисного обслуживания. Подчеркну - гарантированном обслуживание и в техническом обслуживание в определенный период. Техника работает, имеет бренд на западе. Именно там выпускают комбайны с семиметровыми жактами, девятиметровые жатки пользуются в России и Казахстане в основном где большие поля, поэтому нашими партнерами была проведена адаптация этих жаток, продела большая работа.
- Насколько я помню, финны являются изобретателями комбайнов?
- Для сведения скажу: на заводе Sampo выпускаются комбайны Джон Дир. Если бы они не соответствовали, то никто бы к ним не обращался. Почему именно наша компания не взялись за выпуск Джондиров или техники других марок? Потому что заход их на рынок Казахстана изначально по нашим сведениям не планировался. Каждый из них в России построил заводы. Тот же Джон Дир завод построил под Москвой. И заходя на огромный рынок России, предполагалось, что они не будут охватывать рынок и близлежащих стран. Поэтому идти на борьбу с такими гигантами было бы проблематично. Мы хотим выпускать технику своего класса, мы сознательно определили эту категорию. Что касается технических характеристик комбайнов Сампо, это будет очень и долго, а сравнивать - не совсем корректно. Каждый конкурент говорит, мы лучше, а это плохие. Но для своих покупателей мы будем объяснять эти вещи.
- В каком ценовом сегменте вы будете работать.
- Понимаете, цена - штука такая. Сегодня наблюдаются колебания на рынке в отношении доллара, рубля и тенге. Соответственно, цена будет играть. В тоже время мы сейчас сознательно не обозначаем конкретные цифры. Скажем так: что они достаточно конкурентноспособны для тех, кто может оценить технику по всем техническим показателям. Если сравнивать с кем-то, то цена может быть дешевле или дороже, поэтому могут быть разные мнения и разные толкования. К тому же нельзя говорить о твердой цене сейчас, потому что возможны наши пиар-ходы, шаги в рамках маркетинговой программы.
- В год сколько планируете производить?
- В районе 400 единиц – наша мощность. Это достаточно большой оборот, в году 365 дней, то есть каждый день мы должны производить 1 комбайн в день. Но это, конечно, в том случае, если у нас максимальная загруженность будет, и это вполне осуществимо в рамках нашего проекта, если мы добьемся переделки производственных площадей и закупа оборудования, который поможет поставить поток. Наше производство не ограничивается только выпуском комбайнов, где-то порядка 900 единиц техники планируем производить. Итак уже темпы поразительные.
- Спасибо за ответы.
ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:22
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:20
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:18
- Куплю: пшеница, 3,4,5, со склада, объем - 5000 26 марта 2025 г. 21:31
- Куплю: пшеница, 3 , 4, 5, со склада, объем - 5000 12 марта 2025 г. 17:38
- Перейти к торгам