Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
В Союзе фермеров откатов нет, но с инициативой туго
В беседе с руководителем Союза фермеров Ауэзханом Дариновым поднимаем опросы эффективности Единого зернового холдинга, несовершенства предлагаемых Правительством земельных реформ, инертности фермеров, нежелания инвестировать в АПК Казахстана.
- Предварительные итоги ваших обсуждений в регионах, - как Вы сами ощущаете - фермеры готовы к земельным реформам?
-Готовы. Они уже поняли, в чем суть, и предложение Союз фермеров Казахстана поддерживают. То есть мы сохраняем аренду, и не просто сохраняем! Разговоры сверху идут, что институт аренды надо убрать со временем, мы говорим о том, что сохраняем аренду эти 49 лет. И настаиваем, что институт аренды вообще надо сохранить. А те, кто хотят выкупать: юг, например. Те, кто хочет выкупить и есть возможность в течение десяти лет, пусть выкупают.
- Вопрос земли важен, фермеры купят свои наделы в надежде стать полноправным хозяином, уйти от зависимости перед местной властью. Хотя это может стать и очередным взносом в казну.
- Это конечно так, но надо чтобы условия были. Получается так, он сегодня не сможет купить , сейчас же ждут, чтобы землю выкупили, а потом ее перепродать.
- Теперь вспомним ситуацию с закупом зерна. Единый Зерновой Холдинг проголосовал за высокую цену на зерно, и все это было на пользу фермерам, учитывая все потери при такой сложной уборке. Но пострадал экспорт.
- В мировой практике вообще, что такое экспорт? Это спрос. Спрос будет? Это первый вопрос. Есть второй вопрос, по зерновому холдингу - сегодня никто не хочет кооперироваться. Сегодня я говорю, пока мы не скооперируемся вот эта беда каждый год будет. Почему? Потому что на рынке главенствует объем. Сегодня можно продать задорого хоть куда, но покупатель ждет крупные партии и на постоянной основе. То есть, без кооперации в будущем никуда.
- Вы говорите о кооперации, а я могу высказать встречную критику: информации нет. Единственная информация о Холдинге находится на сайте Продкорпорации. Там выложены только общие положения о том, что вы подписали трехсторонний договор, создали его, и так далее… но движения, жизни холдинга нет. Последние цифры - 2013 года. Например, сейчас там тоже 200 членов?
-Да, так же 200.
- Ну как?! Я у ребят из области спрашиваю, они состоят в холдинге, а в списках их нет. То есть набор был?
- Набор был. Предложения могут быть не рассмотрены. И такое может быть… Но я еще раз повторюсь: на собрании холдинга выступал об этом, и министру говорил: надо создать кооператив, чтобы был владелец. А сейчас - мы членами являемся холдинга и Союз фермеров Казахстана, участвует только в определении объема закупа зерна.
-Кстати, за коммерческий закуп тоже холдинг голосует?
-Холдинг.
- То есть холдинг говорит: этой осенью нам нужен коммерческий закуп? И тоже голосует?
-Да. Пока мы цену и объем еще регулируем. Но для того, что экспорт был нужно кооперироваться.
- Почему я акцентирую, потому что все вопросы решил бы холдинг.
- Согласен. Я почему за это бьюсь, я вижу перспективу. На западе были, видим, что это работает. У каждого стоит сушилка, силос, не нужен элеватор. А когда есть объем, какие могут быть элеваторы. Сейчас кооператив создадим, мы либо выкупим акции элеваторов (тот же самый Иволга обанкротился) если нам выгодно, если нет - построим сами.
- Кооперация - да. Но какой-то стоит шлагбаум на пути фермеров? Почему не идут в холдинг? Почему не ширятся его ряды?
- Потому что фермеры не чувствуют за ним силу. Они понимают, что иди туда, что не иди туда - цена такая-то создана.
- Вообще, может показаться, что Продкорпорация воспользовалась призывом Президента о создании ЕЗХ и создала такую ширму для своих действий.
- Так тоже можно предполагать. У меня какая сейчас задача стоит? Чтобы уйти от критики, развалить холдинг? Но ведь я и плюсы вижу.
- Фермеры, с которыми я разговаривал, говорят: холдинг - это прекрасно.
-Вот, поэтому я говорю, что нам дальше нужно действовать, добиваться, создать кооператив. Я перед министром разговаривал, предлагал: давай создадим коммерческий холдинг. Есть же конкуренция. Давай с чего-то начнем, потом она пойдет. Не просто это сейчас, когда в стране денег нет, идет сокращение.
- Кстати о сокращении. Недавно Асылжан Мамытбеков говорил, что год от года не выполняется реализация программы Агробизнес-2020. Это корень многих бед, потому что, как кажется, в первую очередь сокращают затраты на глобальные вопросы, закрывают только первоочередное. Как избежать вот этих проблем? Опять приходим к тому, что фермеры должны постучаться в какую-то дверь?
- Мы свои права на 100% не можем отстоять. Ведь только напиши заявление - и вопрос решился. В прошлом году случаи были, когда урожай остался. Идешь, добиваешься для него помощи, а он говорит: нет, у меня все нормально. Эти моменты нам страшно мешают, но пошагово мы потихонечку идем. Если два года тому назад нас вообще никто не признавал, то теперь с нами считаются.
- Как вы думаете, в чем главная боязнь фермеров, что землю отнимут?
- Главный страх в том, то аким в районе завтра любыми путями его задушит. Пошлет разные организации в качестве проверок, другое, третье. Бессилие перед государственной властью. Поэтому, эту вертикальную власть пора ломать, переходить на выборность тех же акимов, иначе дел не будет. Я всегда говорю, что был период, когда вертикальная власть была необходима, в переходный период. Но сегодня надо, чтобы люди сами решали. А так они понимают, что все эти вещи решают деньги.
- Сколько сейчас фермеров в стране? Статистика пишет, что 189 тыс. или около того…
- А живых 170 тысяч. У нас только в ЮКО – 60 тысяч и в Алматы 30 тысяч.
- Может, хотите что-нибудь еще для прессы сказать?
- Фермеры надеются все свои вопросы полюбовно решить. Но бывают ситуации, как вот, например, с элеваторами – здесь так не получается. Они на собраниях шумят, а на решительные шаги не решаются. Я уже говорил, что фермеры однажды хотели навоз привезти, по территории раскидать, скандал устроить. И я их поддерживаю, но мне сегодня директор говорит: я боюсь. Я ему: ты бойся, правильно делаешь, но возьми, найди человека, который пять га сеет, которому нечего терять. Дай денег, науськай что сказать. А по-другому не получится – только хитростью. У нас сидят прикормленные депутаты, власть защищают. Надо на места выезжать, а не в Астане сидеть.
- Недавно Совет инвесторов проходил. С хорошим подробным докладом выступал Мамытбеков. Но, согласно, некоторых данных, только один процент от иностранных инвестиций поступает в аграрный комплекс. Боязнь иностранцев вкладывать деньги, с чем вы связываете?
- Я подробно не анализировал, это же надо с инвесторами разговаривать. Но мне кажется, что в сельском хозяйстве много откатов надо платить. Административный фактор. Если бы на меня сейчас кто-то вышел и сказал, что хочу вложить деньги на тех-то условиях. Но на меня же прямого доступа нет. Постоянно говорю: давайте совместное предприятие, но на меня же никто не выходит, хотя, заметьте, в Союзе фермеров, откатов никаких нет.
Беседовал «ЗМ»
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам