Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
В 2021 году Астык Транс прогнозирует восстановление перевозок в Иран
Президент крупнейшего оператора по перевозке зерна в Казахстане АО «Астык Транс» Санжар Елюбаев в интервью zakon.kz рассказал о том, как перевозчики зерна отработали 2020 год и о планах на 2021 год.
В ходе беседы спикер отметил, что зона ответственности ведущего перевозчика достаточно большая. Традиционно компания обеспечивает около 46-48% всех перевозок зерна на железнодорожном транспорте.
Так, за 10 месяцев 2020 года парком Астык Транса перевезено 74% от всего объема внутренних перевозок зерна (3,5 млн. тонн) и 40% всего экспортного зерна (2 млн. тонн).
В целом же за 7 лет работы вагонами компании перевезено более 35 млн тонн зерновых грузов.
Елюбаев подчеркивает, что Астык Транс «не гонится за долей рынка» и работает на всех направлениях, в том числе «низкодоходных». По его словам, баланс перевозок помогает сохранять политику социальной ответственности и дает возможность удерживать тарифы на всех направлениях работы.
В то же время президент сообщил, что в текущем году произошло сокращение как объема перевозок, так и географии на фоне увеличения нагрузки на существующие направления.
Спикер привел пример сокращения спроса ячменя со стороны Ирана. В частности, в этом направлении снижение перевозок в текущем году составило до 50%. Не поставленный в ИРИ ячмень, предъявлен для перевозок в Китай и страны Средней Азии, что резко увеличило нагрузку на транспортную инфраструктуру по этим направлениям. В частности, ограничен проход грузовых поездов в направлении Узбекистана и транзитом по причине загрузки Ташкентского узла, нехватки локомотивов и узости пропускной способности железнодорожного перехода между Казахстаном и Узбекистаном.
В итоге, заключает представитель компании, в октябре текущего года оборот вагонов в Узбекистан и транзитом снизился на 30% относительно нормативного, тогда как перевозки в этом направлении составляют 70% всего экспорта. Как следствие - потерян погрузочный ресурс более чем 1500 вагонов, при том, что в перевозках всего казахстанского зерна задействовано порядка 11 000 хопперов-зерновозов и крытых вагонов.
Давая характеристику текущему году, в компании отметили, что
сезон для операторского рынка по показателям «оборота вагонов» в сравнении с прошлым годом достаточно сложный.
Среднесуточное количество «брошенных» - отставленных от движения вагонов в октябре 2020 года составило 560, тогда как в аналогичном периоде прошлого года показатель был равен 109 вагонам. Рост составил 5 раз. Увеличились также простои под погрузкой и выгрузкой.
В компании проанализировали ситуацию и пришли к заключению, что в последнее время сроки по обороту увеличиваются прежде всего на подъездных путях, когда вагон находится в зоне ответственности грузоотправителя/грузополучателя. Вагон, о чем говорилось много раз, часто становится «складом на колесах».
Говоря о тарифной политике, Елюбаев отметил, что цены на перевозки колеблются в разные стороны. Осенью 2020 года тарифы на экспортные направления в долларах, «снизились на 10-15% в экспорте и 5-7% во внутренних перевозках». Затраты на обслуживание железнодорожного парка с каждым годом растут, и рост превышает темпы промышленной инфляции и рост курса доллара.
На сегодняшний день АО «Астық Транс» предоставляет скидки на перевозки отправительскими маршрутами, когда один клиент формирует разом партию в 3 тысячи тонн. Это позволяет перевезти груз одним составом без переформирования на узловых станциях, что приводит к сокращению времени в пути, а значит позволяет увеличить оборот вагонов и снизить себестоимость. К слову, маршрутизация - это общемировая практика в крупнейших зерноорентированных экономиках (таких как США), где до 80% зерноперевозок осуществляется именно таким образом.
Резюмируя, Санжар Елюбаев добавил, что 2021 год будет иметь свои особенности.
В начале 2021 года в компании ожидают больших запасов зерна в сравнении с прошлым годом на 1-1,1 млн. тонн, и при объемах сбора предстоящего урожая на уровне 2020 года перевозки в 2021 году будут выше, чем в 2020 году.
Основные сложности видятся в части снижения оборота вагонов по железнодорожной сети. Поэтому, в компании ставят цель в необходимости восстановить оборот хотя бы на уровне показателей 2018 - 2019 года, иначе «никакой парк не позволит вывезти зерно в объемах, востребованных рынком».
Касательно направлений перевозок
ожидается восстановление перевозок в Иран на уровне 2018-2019 года, то есть примерно 1,2-1,5 млн. тонн.
Также сохранится рост перевозок в Китай. Потенциал этого направления на основе существующей инфраструктуры - 500 тыс. тонн зерна, а в среднесрочной перспективе - до 1-1,5 млн тонн.
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам