Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Где в Казахстане фермеру жить хорошо. Все о нормативах субсидий на зерновые и прочие культуры
Одним из первых ответивших на наш главный вопрос «Где маржа?», был фермер из Северного Казахстана. Он сказал просто: маржа в Казахстане там, где субсидии. Въедливый «&» решил все-таки докопаться: где именно? За выходные мы перелопатили кучу постановлений о нормативах субсидий за прошлый год, и сделали их небольшой анализ.
Итак, продолжая рассуждать вслед на фермером, при выборе культур для своих полей, грубо говоря, нужно ориентироваться на тренд, который задает Минсельхоз. На встрече с аграриями в прошлом году министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков советовал тщательнее изучать «Мастер-планы», разработанные в свете программы «Агробизнес-2020». Касающийся тематики данного сайта мастер-план «Стабилизация зернового рынка» лежит, что называется на верхней полке. Первым целевым индикатором, согласно этому документу, значится: «диверсификация структуры посевных площадей с сокращением площадей пшеницы к 2020 году до 11,5 млн. га и расширение площадей зернофуражных, бобовых, крупяных культур до 4,3 млн. га, масличных – до 2,1 млн. га, овощебахчевых культур и картофеля – до 430 тыс. га, кормовых – до 4,3 млн. га».
Что
Следовательно, легко понять, к чему движется в своих методах стимулирования государство. В эту посевную кампанию пшеницу планируют разместить на площади 12,2 млн. га (до плана остается меньше миллиона), зернофуража (по разнице площадей) можно считать, что 3 млн. га (1,3 млн. согласно плану не достает), масличные – 2,2 млн. (небольшое перевыполнение), кормовые – 3,7 (800 тысяч еще), овощебахчевые и картофель – 14 тыс. га. (как говорится, не паханное поле).
Выводы:
• Площадей под зерновыми - переизбыток, хотя в пункте 5-ом к 2020 году планируется доведение экспорта зерна и муки в зерновом эквиваленте до 9,1 млн. тонн (среднеарифметический экспорт последних трех лет – 7,7 млн.). Разница будет наверстана за счет интенсификации производства, распространение новейших технологий, и, как следствие, - увеличение урожайности.
• Масличные – цель достигнута, в общем-то, практически решена задача-минимум любого АПК: уйти от импортной зависимости. Так, по данным Комитета статистики производство растительных масел в 2014 году составило 328,4 тыс. тонн, в 2013 году - 275,7 тыс. тонн; объем внутреннего потребления оценивается в 400 тыс. тонн. Дефицит на рынке небольшой, об этом говорит хотя бы (невеликий, но все же) экспорт масла: за весь прошлый год поставлено за рубеж 45 тыс. тонн, не будем забывать и об экспорте самих масличных, который перевалил в прошлом году за полмиллиона тонн. Стоит добавить, что уровень потребления этих масел все же отстает у нас от мировых или европейских показателей.
Остаются серые зерновые и кормовые. Как понимается, сюда направят вектор субсидий в ближайшее время. И, как мы увидим из таблицы, шаги были сделаны во всех регионах еще в прошлом году.
Ну а овощебахчевые… Можно пошутить, что о прибыльности любого дела можно судить по степени интереса к нему южан. Южный Казахстан лидирует по количеству тепличных хозяйств. Круглый год здесь овощи выращиваются на 910 га, что составляет 85% от всей площади по стране. Каждый из этих 910 гектар приносит владельцам 1,8 или 2,3 млн. тенге (в зависимости есть ли капельное орошение) сверх прибыли.
Кто
В целом, тренд понятен. Кто же является законодателем мод? Вопрос может показаться наивным, но мы все же решили отбросить все эмоции и задать его. Нормы субсидий разрабатываются в регионах, постановление об установлении перечня приоритетных культур выносится также акиматами областей, но вот Правила субсидирования утверждаются ежегодно постановлением Правительства. На одном из совещаний Асылжан Мамытбеков обмолвился, что мы «рекомендуем» акиматам устанавливать нормативы, по всей видимости, так и происходит, поскольку никаких прямых или косвенных указаний в Правилах на то, чтобы перенаправить основную мощь субсидий в ту или иную сторону – нет.
Когда
Это самый болезненный вопрос. Основным документом являются «Правила субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур и стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте». Как говорилось выше, утверждаются они Правительством, и это, наверняка, является главным якорем на пути субсидий к фермерам.
В заключительном пункте Правил устанавливается порядок выплаты субсидий: перечисление причитающихся субсидий на банковские счета СХТП осуществляется управлением до 15 сентября соответствующего года, за исключением – и далее по тексту.
Можно вообразить взмыленных сотрудников сельхозуправлений и сельхозотделов, если сопоставить эту дату с 29 мая – именно в этот день было подписано Постановление Правительства в прошлом году. Между этими датами 109 дней, однако, мы имеем дело с живыми организмами… мы о растениях. Да и для чиновничьего аппарата это малый срок. Государственная машина здесь явно задерживается. Смотрите:
Дата публикации, а, следовательно, дата вступления в силу, постановления об установлении перечня приоритетных культур в разных областях в 2014-ом году: в Акмолинской – 30 июня, в ЮКО – 9 сентября, в Алматинской – 30 июля, в Жамбылской – 22 сентября…
А ведь только после этого постановления акимата включается механизм формирования межведомственной комиссии, сбора сведений о посевах, сбора документов самим фермером и прочая…
Для объективности стоит заметить, в 2013-ом в Постановление Правительства о Правилах вносились изменения. Документ обнародован 13 апреля, в 2012-ом – вновь в конце мая – 25-го числа.
Да и Бог бы с ними с документами – сроки! Как ориентироваться фермеру, где его ждет наибольшая маржа, какой культуре уделить большее внимание, если приоритеты выносятся уже задним числом, когда посевная – почти свершившийся факт?
Вот и в текущем году – уже начало мая. Фермеры, наверняка, уже заготовили семена к севу. И ориентиром к получению субсидий было для них прошлогоднее постановление, и, может быть, размышлизмы, которые допустили мы в этом тексте…
P.S. Эта записка - только начало нашей дискуссии о субсидиях и их нормативах. Предлагаем всех заинтересованных лиц включаться в обсуждение на нашей страничке на Фейсбук, или оставлять комментарии под этим текстом.
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: горчица, черная, со склада, объем - 540 тонн 19 мая 2025 г. 13:23
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:22
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:20
- Перейти к торгам