Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Планировать погрузки нужно заблаговременно – Астык Транс
Вчера на нашем сайте вышла статья: «Дефицит зерновозов: проблема обостряется», вызвавшая большой резонанс среди читателей. Дефицит подвижного состава привычное явление для начала сезона. Однако в последние два года положение дел в сегменте логистики, по мнению трейдров, становится критическим.
С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к Сергею Викторовичу Мосолкину, первому вице-президенту Астык Транса.
- Как изменилась доля Астык Транса на рынке перевозок зерна за последние пять лет, с чем Вы это связываете?
- Из года в год доля присутствия компании на рынке перевозок зерновых и масличных культур остается стабильной с небольшими колебаниями в ту или иную сторону, связанными с объективными факторами: объемом урожая, его количественно-качественными показателями, конъюнктурой рынка и так далее.
Это стало возможным, благодаря тому, что АО «Астық Транс» как системный оператор хоппер-вагонов уделяет большое внимание сохранению и расширению клиентской базы, стабильности перевозок, прозрачной и гибкой тарифной политике, инвестированию в обновление и модернизацию парка.
В настоящее время, компания управляет парком в количестве 5 800 единиц зерновозов. Парк, находящийся в управлении компании, полностью исправен и задействован в перевозках.
В 2017 году наша компания инвестировала в ремонт с продлением срока службы 600 собственных вагонов, в 2018 году – 682 вагонов, тем самым сохранив существующий парк. Кроме того, в 2018 году компания приобрела 420 зерновозов и до конца этого года приобретет еще 300 зерновозов, тем самым увеличив собственный парк на 720 зерновозов.
За прошедший 2017/2018 МГ Астық Транс осуществил рекордный объем перевозок. Общий объем составил порядка 5 млн. тонн (при этом, доля Астық Транс в зерновозах от всех вагоноотправок по сети АО «НК «КТЖ» составила - 67,5 %).
При том, что урожай 2018 году планируется на уровне прошлого года и с учетом того, что у нашей компании стало больше вагонов мы планируем перевезти соответственно больше зерна, чем в 2017 году.
- Тем не менее, несмотря на увеличение парка, участники зернового рынка Казахстана обеспокоены: на данный момент наблюдается дефицит подвижного состава. Ожидает ли казахстанских экспортеров повторение прошлогоднего сценария?
- Ежегодно, после уборки урожая, начинают муссироваться слухи о недостатке вагонов для перевозки зерновых культур, муки, угля (т.е. социально значимых грузов). Несмотря на все опасения, приведенные выше цифры (увеличение перевозок зерновых на 43 %) говорят о том, что в прошлом сезоне железнодорожники справились со своей задачей на 100%. К примеру, железной дорогой вывозилось по 1 млн. тонн зерна в течение 5 месяцев с ноября 2017 года по март 2018 года включительно.
Надо понимать, что глобальных проблем с вывозом урожая нет. В течение зернового сезона все будут обеспечены вагонами, но конечно вывести весь урожай за пару месяцев - технологически невозможно. Главное, рационально использовать имеющиеся ресурсы, снизить оборот вагонов, длительные простои на станционных и подъездных путях в ожидании погрузки/выгрузки.
В связи с началом нового сезона перевозок зерновых грузов, железной дорогой предпринимаются исчерпывающие меры по обеспечению заявок грузоотправителей с учетом имеющегося в управлении парка, ритмичности погрузки/выгрузки на элеваторах, мощностей портовых терминалов и пропускной способности пограничных переходов.
Как уже было сказано выше «Астық Транс», управляет парком в количестве 5800 единиц зерновозов. Ожидается дополнительная вагонная помощь от нашего акционера АО «Русагротранс» в количестве до 500 вагонов.
Другие казахстанские компании-операторы вагонов имеют, в совокупности, порядка 2150 зерновозов, а с учетом аренды инвентарного парка других железнодорожных администраций – порядка 3200 зерновозов. Все они сосредоточены на экспортных железнодорожных перевозках.
В целом, весь парк зерновозов, задействованных в Казахстане и Астық Транса и других компаний, позволяет обеспечить перевозку зерна на уровне 1 млн. тонн в месяц, если не будет инфраструктурных ограничений и при отсутствии простоев при погрузке и выгрузке зерна.
Национальная компания КТЖ, приняла ряд мер по ускорению оборота вагонов, в том числе в организации маршрутных отправок и контроля ритмичности подачи вагонов. В целом оборот вагонов во внутриказахстанских перевозках составил в 2018 году 17 суток (при нормативе 13), в экспортных перевозках 26 суток (при нормативе 21).
В части вагонов, находящихся в управлении АО «Астық Транс» сообщаем о планируемом гарантированном обеспечении основных зерносеющих областей Казахстана в период с октября по декабрь 2018 г., в следующем количестве:
- Акмолинская область – 2000 вагонов,
- Кустанайская область- 1800 вагонов,
- Северо-Казахстанская область – 800 вагонов.
Оставшийся парк, а также дополнительная вагонная помощь АО «Русагротранс», будут распределены по другим областям Республики Казахстан и на указанные выше основные зерносеющие области в зависимости от текущей потребности.
С учетом объема производства зерна, качественных показателей, экспортного потенциала, сезон предстоит длинный с точки зрения максимальных перевозок зерна. Мы прогнозируем, что объемы порядка 1 мил. тонн будет перевозиться ежемесячно вплоть до февраля-марта 2018г.
Какие-то проблемные вопросы в процессе перевозки, конечно же, периодически будут возникать, но в конечном итоге все заявки клиентов мы обеспечим полностью.
При этом хотелось бы обратить внимание, что на ноябрь месяц текущего года, с учетом переходящих заявок с октября, наш парк вагонов расписан практически на 100 %. В настоящее время, АО «Астық Транс» принято заявок на 9 000 вагонов, из них 2 500 внутренние перевозки, 6 500 вагонов расписаны на экспортные направления.
Таким образом, учитывая повышенный спрос на хоппер-зерновозы, грузоотправителям уже сейчас необходимо планировать заявки на декабрь месяц и начало 2019 года.
-Какое направление, на данный момент, является самым загруженным?
Традиционными импортерами казахстанского зерна являются страны Средней Азии. В списке импортеров закрепился Азербайджан Туркмения и Грузия.
Всего в эти страны, в 2017 году было поставлено свыше 7 млн. тонн зерна с учетом муки, что составляет 87% от общего объема экспорта. Аналогично, в текущем году основной объем экспорта зерна будет приходиться на долю указанных стран.
Возрастает также поставка зерна на китайский рынок, объем которого в прошлом году составил 434 тыс. тонн, а в текущем году за период с января по октябрь составил – 501 тыс. тонн.
Таким образом, наиболее загруженные направления – это Средняя Азия, Актау порт, Курык порт. В пиковый сезон перевозок, весь парк Общества направлен именно на эти направления.
-Каким заявкам компания отдает приоритет?
- В целом, для компании в приоритете внутриреспубликанские перевозки зерна – традиционные перевозки зерна из основных зерносеющих регионов (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области) во все регионы страны, так как данные перевозки имеют высокую социальную значимость – производители хлеба, птицеводство, животноводство.
Конечно же, обеспечив потребности в зерновых культурах на внутреннем рынке, мы развиваем экспортные перевозки и в первую очередь, закрываем, те направления, по которым осуществляется оперативный возврат порожних вагонов – это наши исторически сложившиеся стандартные маршруты по странам Средней Азии. Чем быстрее вагоны приедут обратно, тем быстрее мы их сможем отдать следующим производителям.
- Планируется ли в ближайшее время изменение тарифной политики?
- Колебания курса национальной валюты и резкий рост стоимости ремонтов вагонов, прежде всего из-за увеличения стоимости литых деталей - надрессорных балок и боковых рам, а также колесных пар, вынуждает операторов вагонов повысить свои ставки, чтобы уменьшит понесенные затраты.
АО «Астық Транс» в целях реализации экспортного потенциала казахстанского зерна, идет на встречу отечественным зернопроизводителям и трейдерам сохраняя свои ставки на уровне прошлогодних с учетом увеличения лишь в инфляционных пределах.
Вся информация о тарифах известна участникам рынка, поскольку на корпоративном сайте размещен онлайн тарифный калькулятор, на котором каждый желающий может просчитать стоимость перевозки в любых направлениях.
-Возможно ли заранее оповещать участников рынка о надвигающемся коллапсе на определенных направления (наподобие смс уведомлений о пробках), в том числе размещать такую информацию в качестве релиза на нашем сайте?
- По поводу надвигающегося «коллапса» заранее ничего конкретного сказать невозможно, так как это не в нашей зоне ответственности. Мы будем рассчитывать, что все будет работать ритмично. Как обычно, запланированы вагоноотправки в различных направлениях, как во внутриреспубликанских, так и экспортных.
Данный вопрос, в большей степени, будет зависеть, от других собственников вагонов, от самих грузоотправителей и других объективных факторов (к примеру, ажиотажный спрос на казахстанское зерно в одном конкретном направлении, который спровоцирует одновременные отгрузки всеми участниками перевозочного процесса), то есть этот вопрос не зависит, всецело, от Общества.
В то же время, если появляется достоверная информация о заторах, длительных простоях на каких-либо направлениях, мы пытаемся информировать своих клиентов и партнеров, как при личных встречах, так и посредством размещения информации на нашем корпоративном сайте.
Не видим проблем и в размещении такой информации (при наличии) и на Вашем сайте, поскольку считаем, что чем больше участников рынка владеет информацией о проблемных направлениях, тем более проще будет грузоотправителям планировать свои погрузки.
- Ваши пожелания клиентам
- Многое зависит от самих грузоотправителей и грузополучателей. Порой они придерживаются следующей позиции: мы оплачиваем услуги по перевозке, а остальное ответственность перевозчика и оператора вагонов. Хотелось бы, чтобы у наших грузовладельцев было понимание, что если организация всего процесса от заключения договора и до поставки покупателю не будет продуманной и останется на прошлогоднем уровне, то появятся простои, снизится оборот вагонов, что приведет к дефициту подвижного состава, сколько его бы не было.
Сегодня только лишь 15-20% компаний четко планируют свой график погрузок, разграничивая подекадно свои объемы - это и есть рациональное использование подвижного состава, позволяющего сократить сверхнормативный оборот вагонов. Только точность и ритмичность планирования позволяет обеспечить вывоз максимально возможных объемов зерна.
В свою очередь, наша компания со своей стороны предпринимает следующие меры для ускорения оборота вагонов, снижения простоев, и оптимизации всех процессов перевозки.
Во-первых, совместно с грузовладельцами планируем погрузку в части ритмичности подачи вагонов в зависимости от возможностей станций и элеваторов.
Во-вторых, принимаем меры по сокращению сроков разгрузки (требуем от экспедиторов ускорения разгрузки, предъявляем платежи за сверхнормативный простой).
В-третьих, (здесь главная роль у КТЖ-ГП) организация грузовых и порожних маршрутов. Последняя мера в прошлом году позволила значительно сократить средний оборот. Со своей стороны – оператора вагонов, мы все порожние вагоны заадресовываем на станции распыления - Тобол, Караганда, что позволяет оформлять их маршрутами с Актау и из Средней Азии. Груженые маршруты идут с Тобола, Новоишимская, Кокшетау, Есиль, Костанай.
В заключение, позвольте от имени АО «Астық Транс» обратится ко всем потенциальным клиентам нашей компании с просьбой прогнозировать свои будущие погрузки заблаговременно. Заказывать вагоны на те элеваторы и хлебоприемные предприятия, где количество и качество товара соответствует нормам, прописанным в договорах.
Беседовал ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам