Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
CLAASсовое неравенство или Практика дискредитации идеи «Сделано в Казахстане»
20-21 сентября в Астане пройдет шестой форум машиностроителей Казахстана. Тема Форума: «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». На дискуссионных площадках встретятся представители отрасли, чтобы выработать практические рекомендации по дальнейшему развитию отечественного машиностроения, повышению конкурентоспособности и встраиванию в мировые цепочки создания стоимостей. Как сказано в анонсе, на расширенном пленарном заседании, в течение дня, широко и доступно будут обсуждаться самые острые и актуальные вопросы развития отрасли.
Незадолго до мероприятия на электронный адрес нашего сайта пришла статья «CLAASсовое неравенство или Практика дискредитации идеи «Сделано в Казахстане» за подписью: Участник рынка. Возможно, проблема, которую поднимает автор в данной статье, будет обсуждаться на форуме, и по этому вопросу также будут высказаны мнения. Пока же знакомим читателей ЗМ с текстом. Орфография и пунктуация сохранены.
«Сельское хозяйство Казахстана – отрасль, требующая больших вложений и государственной поддержки. По оценкам экспертов задачу ее устойчивого развития делают непростой наши почвенно-климатические и географические особенности, низкая плотность населения в зерносеющих регионах, устаревшая научно-технологическая база, отсутствие выхода к морю и прочие инфраструктурно-логистические ограничения. К тому же нахождение в одном регионе с такими странами как Россия, Узбекистан, Беларусь, Украина, являющимися крупнейшими экспортерами зерновых, плодовоовощных и других с/х культур, а также продуктов переработки, добавляет еще большую сложность. Вместе с тем, сельскому хозяйству во всех странах традиционно отводится высокий приоритет в виду важности национальной продовольственной безопасности, большого количества населения, занятого в этой отрасли, а в случае с Казахстаном и в виду высокой экспортной составляющей. Причем экспортная составляющая при правильной мотивации, поддержке, диверсификации в этой отрасли имеет все шансы значительно вырасти. Не только за счет традиционных экспортных рынков Казахстана, но и перспективных, таких как Китай, Ближний и Средний Восток, куда сейчас строятся железные дороги, перевалочные порты и снимаются межгосударственные барьеры.
Одной из главных задач последних лет этой отрасли стала поддержка в обновлении устаревшего технического обеспечения. Тысячи и тысячи единиц неэффективной и постоянно ломающейся техники по-прежнему выходят на поля. Низкая отдача и частые поломки частенько приводят к плачевным ситуациям, когда хлеб на полях накрывает мокрый снег. К тому же высокие процентные ставки, частые изменения в политике и правилах, постоянное введение новых ограничительных мер, и прочие факторы делают выбор технологий и доступность техники все более отдаленным и сдерживающим фактором. В результате этого потери урожая, стрессы, финансовые трудности, в которых перманентно находятся крестьянские хозяйства республики, не позволяют создать запас прочности и поставить отрасль на рельсы устойчивого роста, в котором было бы меньше проблем, связанных с техническим обеспечением.
Модный тренд последних лет «Сделано в Казахстане» должен был и в этой отрасли помочь решить проблему обновления путем налаживания собственного производства сельхозтехники. Идея благородная и перспективная, поскольку в соседних странах государство обильно поддерживает своих национальных флагманов сельхозмашиностроения и добивается улучшения их конкурентоспособности, а это приносит в итоге пользу экономике. Продукция их заводов идет во многие страны на экспорт и в частности в Казахстане занимает постоянно высокую долю рынка. Россия массово производит и экспортирует комбайны, в частности с завода Ростсельмаш, и большие колесные тракторы (все помним Кировцы), Беларусь – колесные тракторы малой и средней мощности (Минский тракторный завод), а их Гомельский комбайновый завод – комбайны. И все это экспортируется в десятки и десятки стран, принося их государствам экспортные доходы извне и мультипликативный эффект внутри экономики.
В Казахстане в союзное время тоже действовали и развивались успешные заводы сельхозмашиностроения. Так один только Павлодарский тракторный завод ежегодно производил около 50 тысяч (!) малых гусеничных тракторов и львиную долю экспортировал, в том числе обеспечивая всю союзную потребность. Точно так же широкомасштабно производил и экспортировал наш знаменитый Казахсельмаш, в продуктовой линейке которого были сеялки, культиваторы, плуги, бороны и запчасти к ним. В последующем же данные предприятия утратили былое функционирование, и республика потеряла свою специализацию в этой отрасли, что, по сути, является отдельной темой для обсуждения.
Так вот, с новым трендом «Сделано в Казахстане» в «сельхозке» стали появляться различные предприятия – одни можно причислить к вполне успешным и обнадеживающим историям, другие больше к профанациям. И это понимание приходит со временем, в начале-то все выглядит оптимистично со многими обещаниями. Как один из примеров successstories, пожалуй, можно отметить предприятие Дон-Мар в Лисаковске, чей хозяин, канадец, господин Дональд Уоллес, привезя технологию производства жаток, наладил их производство от конструирования, резки и обработки металла до покраски и производства навесных и прицепных жаток собственной марки. Хотя производство ведется меньшими сериями, но предприятие успешно развивается, расширяется, а продукция уходит одинаково как на казахстанский рынок, так и на экспорт в Россию.
Вместе с тем, возникают на этом пути и откровенные профанации. Страна уже видела проекты наподобие производства легкомоторных самолетов для сельского хозяйства или вертолетов, завода планшетников на каспийском побережье, с десяток открытых и непонятно куда-то ушедших заводов по производству комбайнов и тракторов (в Кызылорде, Петропавловске, Шу, Акколе, Костанае, Талдыкоргане, Алмате, ЮКО) и т.д. Порой кажется, что, единственным мотивом для региональных властей при поддержке подобных проектов являлось обильное финансирование, выделяемое государством под это направление.
Точно так же в 2015 году в Петропавловске (СКО) с помпой запустили завод по производству финских комбайнов Сампо под названием «Казтехмаш». Данный проект профинансировался за счет средств одной из нацкомпаний в виде инвестиций в капитал. Стоимость проекта немалая – 30 млн. долларов, и наверняка средства ушли на это благое дело уже безвозвратно. В дополнение областной Акимат выделял субсидии на снижение стоимости данных комбайнов. Но столь щедрая поддержка данного проекта дополнилась тем, что в 2015 году крестьяне столкнулись с вынужденным приобретением комбайнов Sampo, под давлением тех же региональных властей. В итоге производство закрылось, а фермерские хозяйства получили еще больше проблем - полное отсутствие сервиса и поддержки со стороны производителя, не самое лучшее качество техники, возврат техники производителю, проблемы с эксплуатацией. Перечень хозяйств, оказавшихся под давлением в результате такой поддержки достаточно широкий. И не стоит отдельно упоминать, сколько в регионе имеется рычагов принуждения, начиная от распределения субсидий, заканчивая прямыми звонками высокопоставленных лиц главам фермерских хозяйств.
Здесь вынужденно приходит мысль в голову – а стоит ли обманывать себя и усложнять итак тяжелую жизнь крестьянских хозяйств подобными проектами? Ведь мы сами уводим внимание и усложняем достижение задач по диверсификации культур, освоению всех тех новых технологий, которые создаются в мире. Тем более что такими проектами отдельные компании лишь прибегают к апробированному способу продвижения своего товара на рынок. В частности, судя по информации в СМИ, финская компания Сампо точно таким же способом заходила на рынок Алжира. Методы используются одинаковые, что в Алжире, что у нас в Казахстане. И, к сожалению, сельскохозяйственной отрасли от этого становится лишь хуже.
В начале 2018 года было официально заявлено о том, что с участием немецкой компании будет создано сборочное производство комбайнов Клаас в той же Североказахстанской области, в том же «заводе» (а в реальности это обычный цех)Казтехмаш, где ранее с помпой открывали завод комбайнов Сампо. Все то же самое, только руководство области уже другое. И вот уже в конце августа начали прибывать комбайны для сборки, но что происходит на самом деле?
Полностью собранный в России, готовый к эксплуатации комбайн снимается с платформы, ставится на колеса, бирка «Сделано в России- Краснодар» меняется на «Сделано в Казахстане» и комбайны выходят к крестьянам как товар отечественной сборки. Для поставщика это огромное количество преимуществ – минимальные затраты на сборку техники, освобождение от уплаты НДС и таможенной пошлины, лоббирование со стороны местной власти, особенно в плане сбыта и приоритетной выплаты субсидий. Но как к такому положению вещей относится само государство? Ведь на самом деле развитием отечественного машиностроения здесь и не пахнет.
Оказалось, что у компании Клаас точно такой же, но уже собственный и более масштабный завод в России, в Краснодаре. Там точно так же собираются комбайны, выходят с линии полностью собранные комбайны и часть отправляется дальше в Казахстан. При этом наверняка в России за это субсидии получаются, поскольку выглядит это как экспорт. Но комбайны приходят в Казахстан и здесь уже они снова собираются (!). И здесь тоже получаются субсидии на каждый комбайн, а помимо этого обходятся все платежи в бюджет – НДС, сборы и пошлины. А стоимость комбайна не сильно изменится от такого «обхода бюджета», просто прибыль увеличивается, а государство в минусе остается. Поистине диву можно даваться насколько несправедливо все это делается. И ведь комбайны полностью готовые и сборка будет делаться явно мнимая - всего лишь наклейки и таблички переклеиваются…
На фото: Комбайны Клаас «Сделано в России» прибыли в Петропавловск для еще одной сборки на заводе Казтехмаш
Потери бюджета от обхода НДС за счет такой схемы из расчета на тысячу комбайнов Клаас(каждый стоит по 80 млн. тенге) составляют немалую сумму – 9.6 млрд. тенге. Если сюда еще добавить субсидии как на отечественную сборку, то на 1000 комбайнов выйдет еще 8 млрд. тенге. Итого по двум позициям почти 18 млрд. тенге. И это может продолжаться 5-6 лет, пока перед государством не встанет резонный вопрос – а получена ли польза экономике от такого «машиностроения» в ущерб стольким ресурсам? С другой стороны такой вопрос вполне может и не встать перед государством, ведь у нас в стране есть примеры сборок, которые длятся уже лет 10, и куданапрямую и косвенно закопаны десятки и сотни миллиардов тенге неполученных налогов, пошлин и сборов, невозвращенных кредитов, освоенных грантов и субсидий, и неимоверной государственной финансовой и административной поддержки на республиканском и областном уровнях. При этом все это время исходное условие на входе одно и то же – это полностью готовый белорусский комбайн заходит в полном сборе на завод, зачастую на своих колесах, где с ним дальше и производят небольшое количество незамысловатых манипуляций. Технике всех этих манипуляций при желании можно посвятить отдельную публикацию и разобрать еще глубже насколько просто это все делается и как желаемое выдается за действительное.
Хотя, если мы этого очень хотим, наверное, поэтому все эти зарубежные производители и не против так делать, то есть отправлять все эти годы свои комбайны и тракторы на нашу землю и демонстрировать нам производство в виде вечно нескончаемой сборки. Ни из одного из этих псевдо-производств не вырос наш национальный производитель. Вместо этого мы имеем сборочные цеха («заводы»), которые являются их инструментом импорта на наш рынок. При этом ни один из таких собранных в Казахстане комбайнов или тракторов они не позволят экспортировать из Казахстана за рубеж, и понятно почему - ведь это будет нарушением территории импортера, кем на самом деле являются эти псевдо-заводы.
Кстати, если посмотреть на информацию в СМИ, то аналогичные проекты по Клаас уже делались в других странах. Так, в соседнем Узбекистане компания уже успела поработать лет 6, создав сборку, но в последствии выйдя оттуда совсем недавно. Причем непонятно почему компания закрывает сборку в момент, когда вот уже второй год рынок сельхозтехники в этой стране показывает настоящий бум – тракторы и хлопковые комбайны закупаются там тысячами. Такое ощущение, что узбекским властям попросту надоело верить этой отверточной сборке.
Судя по СМИ, такое же предложение по Клаасу несколько лет назад рассматривалось Украиной, и даже было создано совместное предприятие, однако оно тоже прекратило производство, едва начав. Как уж все похоже друг на друга. Достаточно лишь приподнять голову и посмотреть, что было в других странах, и видно, что это всего лишь рыночная тактика, применяющаяся одинаково и там и там.
Очевидно, что аналогичная ситуация, когда мнимый «отечественный производитель» будет поддерживаться и продвигаться на рынок, обманывая государство, произойдет и с комбайнами Клаас в Североказахстанской области. Но страдать от этого будут все те же крестьянские и фермерские хозяйства, которые ограничиваются в доступе к необходимой им технике и технологиям, и оказываются под постоянным принуждением делать или не делать что либо.
Такие же намерения и планы, судя по СМИ, ранее выражались со стороны и других всемирно известных марок. В частности, компания Джон Дир (США) планировала создать производство в Казахстане, а также в Костанае планировали освоить производство комбайнов CaseNewHolland (США). Если в случае с проектом Джон Дира судьба его неизвестна, то в случае с CaseNewHollandсборка на базе одного из заводов все-таки произошла, но вскоре свернулась.
Можно конечно делать ставки сколько времени очередной «прожект» по сборке Клаасов будет длиться - может год, может два, может три.Но если вспомнить сколько таких «прожектов» было до него и как много средств отвлечено и закопано в них, на ум приходит единственный вопрос «а может хватит?».
Мы могли бы не есть такую «лапшу», а направить все эти средства, к примеру, на реальное производство итальянских макарон в Казахстане. И это был бы настоящий казахстанский продукт, поскольку там в основе была бы казахстанская мука и казахстанское зерно. И этот продукт мы бы экспортировали в огромных количествах в Россию, Среднюю Азию, Кавказ и много других стран. И таких направлений реального производства очень много в сфере сельского хозяйства и переработки.
Может стоит перестать обманываться отдельными «прожектами», которые дискредитируют идею «Сделано в Казахстане», и перестать закрывать глаза как на них бесконтрольно идет утечка госсредств? Ведь очередной новый проект (Клаас) снова показывает, что никакого производства на самом деле не будет, и это всего лишь плюс один прожект к тем трем-четырем уже действующим прожектам, которые паразитируют за счет государственных средств и поддержки. При этом снаружи традиционным будет пиар – новости и презентации с разрезаниями ленточек, а за кулисами традиционным будет адм.ресурс – прямые звонки и применение рычагов на фермерские хозяйства. В конечном итоге страдает от всего этого наш бюджет, наше сельское хозяйство, и большое количество семей, зависящих от этой отрасли в нашей стране…»
Комментарий ЗМ. Ознакомившись с материалом, редакция ЗМ отправила запрос в «ТОО Казтехмаш», Министерство инновационного развития. Ответ от Казтехмаша пришел на следующий день.
«В рамках Вашего обращения сообщаем следующее: В настоящее время ТОО «Машиностроительный завод КАЗТЕХМАШ» (далее – КТМ») полностью осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность в рамках намеченного проекта. С 2017 года КТМ вышел на рынки Костанайской и Акмолинской области. В 2018 году на Казахстанском рынке была представлена новая модель зерноуборочного комбайна Comia C12 (впервые презентована на международной выставке в Ганновере осенью 2017 года), которая успешно приступила к уборочной кампании 2018 года. Зерноуборочный комбайн Comia C12 является инновационным в своем классе, интегрирующий с большинством программ цифровизации и точного земледелия, также с доступностью своей ценой по сравнению со своими зарубежными аналогами. С 2018 на 2019 года КТМ в рамках расширения продуктовой линейки зерноуборочных комбайнов представит к модели SR3085, к производству которой приступили в 2015 году, модель SR2065, являющуюся бюджетным вариантом для мелких фермерских хозяйств и модель Comia C12, о которой выше упоминалось. КТМ полностью осуществляет гарантийно-сервисное, а так же пост-гарантийное обслуживание своей техники. Имеет в наличии склад запасных частей, штат сервисных специалистов и парк автомобилей, который постоянно увеличивается. Реализация техники осуществляется собственными силами, а также через дилерскую сеть без привлечения сторонней помощи. На сегодняшний день КТМ к производству и реализации комбайнов марки Claas никакого отношения не имеет. К тому же КТМ не получал никаких льгот и послаблений в отношении своей продукции».
В ближайшее время ожидаем ответ от МИРа, с которым ознакомим читателей нашего сайта.
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам