Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Подножка экспортерам – КТЖ увеличил штрафы за простой вагонов в десятикратном размере
О том, что АО «КТЖ-Грузовые перевозки» увеличило штраф в десятикратном размере за невыполнение планов перевозок и сбора за хранение груза, для участников зернового рынка Казахстана стало полной неожиданностью, при чем неприятной.
Нежданно – негаданно
К «гибкости» тарифной политики трейдеры и логисты привыкли давно. Как заметил один из экспедиторов, в приватной беседе ЗМ: «Мы в этом живем, поэтому воспринимаем сложившуюся ситуацию как данность».
Но даже в этом случае привыкших ко всему грузоотправителей удивляет одна особенность, почему об увеличении штрафов не уведомили заранее:
- Тарификация утвердилась в декабре, почему так произошло, нам не объясняли. По крайней мере, с нами никто никаких разъяснительных бесед не вел. Непосредственно мы с увеличением штрафов, столкнулись в январе. «Активный» декабрь помог избежать простоев. А вот в январе, из-за праздничных дней, простои появились, и мы начали разбираться уже по факту, - рассказывает директор логистической компании.
Другие трейдеры как один повторяют слова предыдущего спикера:
- В январе люди выходят на работу, а им выставляют бешенные штрафы по 10-15 миллионов тенге. Оказывается, ноябрь, декабрь, частично октябрь нам насчитывали штраф в десятикратном размере. Хотя приказа по станции не было, уведомления тоже. Если бы нам раньше сказали об изменениях, то в сложившихся условиях действовали уже бы по-другому. А сейчас получается, что задним числом накручивают штрафы! - сокрушается один из экспортеров.
Самое кровоточащее место в казахстанском экспорте – простой вагонов опять посыпали солью. Только теперь тихое поскуливание сменяется громким стоном.
- Зерновая погрузка – сложный процесс: ситуации бывают разные. От простоя вагонов по тем или иным причинам никто не застрахован. В итоге штрафы получаются внушительными. Данная ситуация осложняет работу и трейдерам и собственникам вагонов. Собственники иногда, подают вагоны немного раньше. Зачастую невозможно предугадать дни, когда поступят вагоны. Стараются перестраховаться, чтобы вагоны на день-два раньше пришли, чем опоздали. То есть ситуация касается и собственников, и грузоотправителей, если у них затягиваются сроки отгрузки по каким-то причинам, - поясняет логист.
- Надо принять во внимание, что простой вагонов может быть вызван и отсутствием возможностей у перевозчика своевременно как подать, так и послать вагон к месту погрузки или выгрузки. В процессе исполнения обязательств между грузоотправителями или грузополучателями возникают ситуации, приводящие к внесению изменений и дополнений в контракты, например как не соответствие качества зерна, муки, технические причины в пунктах погрузки-выгрузки вагонов, изменение ценовой политики и так далее, - солидарен другой собеседник ЗМ.
Помимо этого, по словам трейдера, согласно, утвержденных Правил, отсутствует порядок работы с вагонами собственного парка, которые на основании перевозочных документов прибывают на станции Казахстана в адрес грузополучателей род погрузку вагонов.
- Во избежание срыва контрактов период с августа по декабрь для заблаговременного подсыла вагонов, когда спрос на зерно и муку резко возрастает, мы вынуждено обращаться к собственникам вагонов СНГ, потому что АО «КТЖ - Грузовые перевозки» не успевает обеспечивать вагонами. Но и в этой ситуации подразделения АО «КТЖ – Грузовые перевозки» не подают вагоны на подъездные пути без наличия плана, который может находиться на согласовании, в связи с праздничными и выходными днями и так далее. Поэтому единицы предпринимателей выполняют свои контракты полностью, остальные либо на 30%, а кто на 50% и на 70%. Также надо учитывать и то, что в портах арендованные терминалы, подходят суда. Несвоевременные поставки – это основа большие штрафы и высокие издержки, - резюмирует трейдер.
Кто везет, того и бьют
Штрафы, касающиеся железнодорожного полотна, напрямую, как свидетельствуют эксперты, докатятся и до фермеров, тарифная нагрузка ляжет на их плечи:
- А кто пострадает в этой истории большего всего? Конечно крестьянин! Мировые цены не меняются. И вместо того, чтобы снижать стоимость продукции, мы вынуждены ее в конечном итоге повышать. Трейдер свою маржинальность терять не будет, 6-7% своей доходности будет удерживать, тем самым давя на крестьянина. А ему деваться некуда, будет проседать по цене – комментируют возможные последствия экспортеры. - Из-за высокой логистики мы потеряем единственный отлаженный рынок средней Азии. Туда просто зайдет Россия со своим зерном. Потеряем и афганское направление, на котором конкурируем с Пакистаном, - поясняет эксперт.
Поспорить со специалистом трудно. Особенно, принимая во внимание последнее Послание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в одном из пунктов которого говорится о необходимости расширение экспорта. Но без дешевой и эффективной логистики сделать это, увы, не представляется возможным.
- Конкурентно-способная логистика - ключ к развитию экспорта. Президент говорит, о том, что Казахстан должен стать транспортным хабом, а мы уже на начальных этапах проигрываем, - резюмирует эксперт.
Так же, по мнению участников зернового рынка, из негативных последствий кроме ценовой нагрузки, могут стать условия, подталкивающие руководителей подразделений АО «КТЖ - ГП» удерживать груз на станциях более 48 часов.
Один в поле не воин
Эмоциями ситуации не поможешь. Для защиты своих интересов одна из крупных компаний, изложив уже знакомую ситуацию в письменном виде, обратилась в суд. Разбирательства идут до сих пор. Ряд других крупных экспортеров готов также вступить за свои права в рамках судебного разбирательства.
Небольшие фирмы не решаются обсуждать этот вопрос в одиночку:
- Если это прошло через антимонопольный комитет, и нет реакции, о чем можно говорить? - задается риторическим вопросом один из экспедиторов. Хотелось бы, что бы эти меры были оправданными. Позицию КТЖ понять можно. Зачастую вагоны простаивают на станциях, они забивают пути, это, действительно, коллапс. Но до этого жили и как-то справлялись, что сейчас изменилось? Непонятно, - продолжает собеседник.
Штрафы – не витамин С, для экспорта, вводятся болезненно и имеют последствия в виде гематом. Особенно сейчас, когда темп отгрузок за рубеж заметно снизился, мартовский «авитаминоз» зерновой рынок Казахстана ощутит по полной. Что остается в этом случает грузоотправителям, трейдерам, логистам, фермерам, в конце концов? Принять данность бытия и работать дальше, альтернатив-то особых нет.
ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: горчица, черная, со склада, объем - 540 тонн 19 мая 2025 г. 13:23
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:22
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:20
- Перейти к торгам