Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Сельхозкооперация ФРГ и РК: Найди отличие
В состав делегации от РК вошел член комитета по аграрным вопросам Мажилиса парламента Сергей Звольский, который по приезду поделился с ЗМ впечатлениями от увиденного. В частности, разговор шел о заимствовании положительного опыта развития немецкой сельхозкооперации.
- Сергей Адамович, чем в этот раз удивила «Зеленая неделя»?
- На открытии выставки была озвучена главная мысль, которая характеризует отношение немцев к своему делу и объясняет довольно впечатляющий результат их работы: «С того момента, как мы приручили животных, мы несем за них ответственность». Животноводы должны создавать комфортные условия для содержания скота. Действующая в Германии «зеленая» партия акцентирует на этом внимание. И мы понимаем, что, создавая условия, увеличиваем себестоимость продукции, которую нужно выгоднее продать.
На сегодня немцы на продукты питания тратят всего 10% от заработной платы. Во всем мире показатель намного выше. По Казахстану я запросил эту цифру, но думаю там все 50% получаются. Продукты не дешевые, зарплаты не высокие. И именно эти два аспекта в целом влияют на уровень жизни населения.
Мы идем по своему пути всего 25 лет – это миг для целой истории. В рамках выставки мы побывали на предприятии, которое выращивает морковь уже более 200 лет. Производство отшлифовано, механизм работает без ошибок. Учитывать опыт зарубежных стран полезно. И мы с немцами работаем. Сегодня действует в Чаглинке (Акмолинской области – Авт.) немецкий аграрный центр, на базе которого и происходит обмен опытом.
- На сегодняшний день сельхозкооперативы в Германии являются естественными партнерами немецких средних предприятий в аграрном секторе. А что не хватает казахстанской кооперации на сегодня для достижения подобных результатов?
- Да, вопрос кооперации, как направления развития аграрного сектора, обсуждался. Мы посетили один из кооперативов и сделали свои выводы.
В Германии была другая система и другая цель создания сельхозкооперативов. В свое время там было проведено изъятие всей земли, неважно, кто являлся собственником. А затем, как это было и у нас в 1996 году, государство наделило каждого жителя сельской местности наделом. Так появились арендаторы и собственники земли, площадью по 10-15 га. Но как ему работать с таким количеством угодий? Не было смысла, да и возможности, что-то купить. И с целью помочь в этом крестьянам, государством было предложено создать кооперативы. У нас же с этой целью были созданы ТОО. Учредителями были те люди, которые имели землю. Они вошли в уставной капитал. А цель кооператива в Германии была объединить землю. Чтобы было достаточно кредитных ресурсов для покупки техники и возделывания земли. В процессе они претерпели изменения: кто-то продал землю, и количество членов кооперативов сократилось.
К примеру, мы были в кооперативе, состоящем из 4 человек, с наделом в 1300 га земли. У них, помимо занятия земледелием, идет и производство молока и мяса. Они специально нанимают специалистов для ветеринарного обслуживания и других профессионалов сельскохозяйственного профиля. Если бы нам этот опыт перенять!..
В объединении личных подсобных хозяйств есть смысл. Сегодня на рынке работают сдатчики молока и маслозаводы, которые постоянно имеют друг к другу претензии. На этой линейке всегда есть проблемы. В Германии сообщенная работа участников этого диалога не вызывает взаимных притязаний.
Да, в направлении по производству молока у нас есть неплохая идея. Сегодня Минсельхоз обкатывает проект в Карагандинской области, за развитием которого мы будем внимательно следить. (Объединились 12 молочных кооперативов, и уже с марта 2017 года молоко сельчане будут сдавать на заводы не по одному, а коллективно, - Прим. автора).
У нас зимой покупают молоко у частного сектора по 60 тенге за литр. Разница между этой закупочной и итоговой на магазинных прилавках составляет 120 тенге. И, смотрите, сколько посредников на этой разнице зарабатывают. Понятно, есть разные сдатчики молока, некоторые не уделяют должного внимания его качеству. А если создать кооператив, у которого, благодаря кредиту, есть танкер-охладитель, небольшой молоковоз и приборы для определения качества молока? Он спокойно может объявить цену на прием в 100 тенге. Люди будут понимать, что здесь за качество платят и потихоньку от закупщиков по 60 тенге отойдут. Вместе с тем начнут более внимательно относиться к качеству молока, перейдут в кооператив.
Если смотреть со стороны этого кооператива, то 100 тенге не так уж дорого. Все вполне объяснимо нехитрой калькуляцией. Идет экономия на логистике, государство субсидирует по 10 тенге за литр, танкер-охладитель может собирать до 3 суток молоко. Вот и получается кооператив, который прозрачен, понятен и с которым можно работать.
- Система кооперации немецкого формата может быть перенесена к нам?
- Сложно, но можно. Мы стараемся объединить ТОО. Но это не просто, это личная ответственность. Порой в семье братья не могут найти общий язык, а это бизнес. Вопрос, конечно, интересный, и он имеет перспективу, но все должно происходить на добровольной основе. По моему мнению, это очень важный аспект. При добровольном объединении и осознании этой необходимости мы многого достигнем. В кооперативе, где есть земли, техника, элеватор, который может продать нашу продукцию дороже, есть возможность купить дешевле ГСМ, пестициды, фунгициды, нуждается как страна, так и сами производители. Здесь есть рациональное звено, когда внутри кооператива люди будут помогать друг другу. При этом преследоваться будет одна цель - создание объемов продаж и покупок.
Нужно заниматься и нельзя яйца класть в одну корзину. Вспомним позапрошлый год, когда потеряли рапс. Сегодня к ученым с претензиями приходим, мол, где вы были и почему не помогли. В прошлом году произошла аналогичная ситуация по зерновым. Хотя колоссальный год был. У нас лимитирующий фактор – влага, которой было предостаточно. И по льну ошиблись: вырастили культуру, не имеющую в то время на рынке спрос. Это очевидные минусы системы. Нельзя чем-то одним заниматься. Иметь набор культур в севообороте – главная задача агронома. Кооперативы Германии как раз сохраняют такие принципы работы.
Мы должны четко и ясно понять и озвучивать, что государство богато только тогда, когда народ богатый. Вот эта связь должна быть. Мы сегодня обязаны помогать тем эффективным собственникам, которые на земле работают. Многих вопросов и нюансов они не знают. Мы поэтому и ездим, сами учимся у других стран, оцениваем, что правильно и необходимо, и даем направление. Только высокорентабельное производство принесет результат предприятию и людям, которые там работают.
Мы изучаем эту современную, интересную для нас форму кооперации. Она даст нам новый стимул для развития бизнеса. Но инструмент объединения, детали еще не определили. Нужно максимально втянуть собственников, а эффективных на рынке сегодня не много. Нужно объединить на добровольной основе тех людей, которые желают работать. У нас много интересных программ по развитию того же животноводства. Как раз сейчас расставляем индикаторы в новой программе, чтобы увеличить продуктивность животноводства минимум на 60%, и на 40% растениеводство. Одним из немаловажных инструментов для этого считаем кооперацию, которая даст возможность одним трактором работать у 3-4 фермеров, и другие очевидные плюсы.
В законе о кооперации четко расписаны эти вещи. Мое мнение – будущее за кооперативами, но только на добровольной основе.
- Понятно, что мы только на первом этапе и многое предстоит сделать. Но направление верное? И есть ли различия в самой идее казахстанской коопераций от немецкой?
- Вопрос не простой. В принципе, ничем не отличаются. Там тоже действуют и ТОО, и КХ, и государственные предприятия (бывшие совхозы), и АО. Схема та же – объединяйтесь и работайте. Но у нас есть коллизия. Сегодня сельхозтоваропроизводитель, который не продает свою продукцию за рубеж, имеет специальный режим. Т.е., 70% по 5 видам налогов получает преференции от государства. Если они вступают в кооператив, то сам СПК перейдет на спецрежим, а его члены становятся аффилированными. Так что нам еще есть над чем работать на законодательном уровне, необходимо все подобные конфликты привести в порядок.
Если же объединяться будут равноценные участники (производство, переработка, и третье лицо – реализатор с высокой добавленной стоимостью), то все шансы на успешный бизнес будут в руках членов СПК. Такого рода кооперации в Германии имеют успех.
Особых отличий не находим. Сравнивать природные условия - бессмысленно. В любой зоне можно заниматься сельским хозяйством, главное правильно выбирать культуру. Если говорить о технологии, то следует разложить рентабельность культур, строить долгосрочные и краткосрочные планы, как делают это немцы, что мне особенно понравилось. У нас первая в приоритете растений стоит чечевица, второе место отдам подсолнечнику, третья культура - рапс, на четвертой позиции лен, и дальше зерновая группа.
Производитель должен сам ориентироваться в том, что правильнее сеять, куда выгоднее сдавать и кому продавать. Бизнесмены с верными с точки зрения предпринимательства взглядами станут одними из ценнейших членов кооперативов. А нам как раз такого эффективного собственника и не хватает.
Направление, безусловно, у нас выбрано верное, главное по этому пути идти.
- Спасибо за ответы.
Беседовал ЗМ
На фото: директор Центра агрокомпетенций в НПП "Атамекен" Толеутай Рахимбеков, депутаты Мажилиса Парламента РК Звольский Сергей Адамович и Сапархан Омаров.
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам