Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Фермер СКО: Не было ржавчины – ударил септориоз, добивают электронные расписки
Опасения фермеров Северного Казахстана сбылись: нескончаемые дожди в середине лета наградили урожай зерновых грибком, поражающий колосья. Бурая ржавчина еще в июле превращала стройные зеленые стебли в вянущие коричневые травинки. А сегодня лишает крестьян существенной доли урожайности.
Но недуг коснулся не все поля региона. Казалось бы, удача! Однако везти во всем нашему фермеру не может и те, чьи угодья ржа обделила своим вниманием, сетуют на другую «заразу». Так случилось в ТОО «Кызыл Жар Астык». О качестве урожая 2016 года и борьбе за него в интервью нам рассказал руководитель товарищества, Сагит Садыков.
- Сагит Султанович, как вам удалось уберечь свой урожай от напасти 2016 года, бурой ржавчины и какой хлеб получается в итоге?
- Вспышка бурой ржавчины не стала нашей основной головной болью. При этом мы абсолютно ничего не предпринимали, чтобы предупредить эту болезнь. Может природа меня любит, но глядя на все реально, я не могу дать этому рациональное объяснение. Но природа не дает нам расслабляться: обошла стороной ржа, зато прицепился септориоз. Ржа, как и септориоз, в этом году унесли 30-40% урожайности с полей региона. Воздействие грибковых заболеваний на растения кардинально изменило картину, которую нам рисовала видовая урожайность. Вроде масса стоит, а когда начинают косить, то вместо ожидаемых 25 центнеров выходит всего 15, с полей, подающих надежду на 20 центнеров, собирают по 10. И самое главное - клейковины стоящей нет. Все идет 4-5-м классом. Сам интересуюсь, где получается поднимать 3 класс. Знаю точно, что на юге Костанайской области (Торгайский и Есильский районы) можно найти. А у нас в регионе практически нет. У нас в полях урожайность 14-15 центнеров пшеницы идет. Ко льну не приступали, только валим, но хороший стоит.
Отсутствие ржавчины не принесло нам удачи. По поводу септориоза. Мы не могли в нужный момент инсектицидами поработать, потому что бесконечно шли дожди, и на поле не могли зайти. Кто-то умудрялся, у кого-то окно было. Нам же не посчастливилось выйти в поле для обработки в нужный срок. Это длилось на протяжении июня и июля. А после уже пшеница нормальная выросла, и не стали даже пытаться. И по всходам не делали обработку сорняков, потому что вносили предпосевную обработку гербицидами, и этого оказалось достаточно. Поля чистые стояли. А вот против септориоза не смогли бороться.
- Одни твердят, что болезни растений - следствие отношения самих фермеров к земле и будущему урожаю, игнорирование агротехнических норм. Другие жалуются на неугомонную природу. На какой стороне правда?
- Я сам с юга и на все это смотрю прагматически. В отношении агрохимии здесь в области работа поставлена сильно. Все хозяйства берут ее во внимание. Казалось бы, 500-1000 га, небольшие поля, но агрономы знают свое дело и все равно работают над технологией. Так что, на мой взгляд, пренебрежение агротехнических норм – не причина. Вопрос в другом! Где-то чтобы соблюсти весь цикл технологии, возможно, не хватает технического оснащения. Физически не возможно полноценно соблюдать весь объем работ. Мы, к примеру, убираем масличные культуры (рапс, лен), урожай не плохой по обеим культурам, и цена всегда хорошая. Но поголовно остро стоит проблема нехватки агрегатов. Для качественной уборки «до зернышка» страду нужно начинать с вала, а потом должна следовать подборка. Это самая оптимальная технология. Но жаток не хватает в хозяйствах. И каждую осень одна и та же картина: крестьяне друг у друга ищут жатки. Крупные фирмы, у которых агрегаты в наличии, день и ночь помогают другим фермерам собирать урожай: перебрасывают технику из района в район. Они будут вынуждены завтра попадать под дождь или работать напрямую, что нежелательно. Потому что еще холодов не было, зелень в поле стоит, которая будет давать свои отрицательные моменты. Каждое хозяйство знает, что им нужно приобрести, для того чтобы своевременно собрать урожай. Только для этих покупок не всегда достаточно средств. Поэтому корректируют структуру посевных площадей еще весной.
- Регион третий год подряд не может получить тот урожай, которым и славится Казахстан. Третий класс продовольственной пшеницы в реальных объемах с местных полей собирали в далеком 2013 году. С того времени область в массовых объемах снабжает страну практически фуражным зерном. Как думаете, с чем это связано?
- 2015-й, а в особенности 2014 год были настолько ужасными, что лучше не вспоминать о них. Лично я два года назад не смог достойно собрать урожай масличных культур. Не смог зайти на поле осенью из-за осадков (хотя ситуацию того периода правильнее было бы назвать аномальной). 4 тысячи гектаров рапса и 3 тысячи льна – все это осталось на весну. А там дела пошли еще хуже. До 15 июня вообще не могли зайти на поле. У меня практически 20-30% убрать получилось. К тому же такая высокая влажность была, так что лучше бы и не собирали урожай. Все равно все заработанное ушло на услуги элеватора. Ужасные годы. В этом году все нормально было, единственное августовская жара (до 35 градусов) повлияла на налив и, соответственно, на качество. Нехорошие условия были созданы природой для нынешнего хлеба. Так что обнадежившую нас видовую урожайность сломала погода последнего месяца. Третий год как испытание…
- Успели ли вы на себе ощутить все преимущества и недостатки электронных зерновых расписок?
- Вопрос отдается в сердце с болью. Ничуть не приукрашиваю! Я первый на элеватор начал завозить и один из первых столкнулся с ЭЗР на практике. Убеждаюсь, что на сегодняшний день это не просто лишняя забота для фермера, а целая проблема. Я пятый день не могу сделать электронную подпись. Там какой-то механизм... Занимается этим непосредственно бухгалтер, и сложностей хватает нам на двоих. Главное то, что я до сих пор не могу взять зерновую расписку. При моей оснащенности: доступ к интернету, профессиональное ведение документации, грамотность моих специалистов, мы всегда в зоне информационной доступности. А каково же крестьянам, кто не имеет этой самой доступности. Не представляю, как они будут решать эти вопросы. Это существенно отнимает время. Хотели продать зерно, но это нововведение нас тянет вниз. Столько нюансов, оказалось, необходимо учитывать, даже чтобы сделать эту подпись. Некоторым, наверняка, приходится искать обходные пути. Крестьяне сейчас с округленными глазами будут в панике бегать. Надо было сначала подготовиться основательно, все проверить, а уже потом запускать в массовую работу. Отработать надо было до страды, в мае. Все эти моменты электронные показать наглядно, провести фактически, обучить бухгалтеров, провести семинары, а не сейчас запускать на полном ходу, когда и так крестьянин работает на время. В период современной капризной погоды время – это единственное на что должен отвлекаться крестьянин. И у него его беспощадно воруют. А мы сейчас бросаем уборку, и бегаем, ищем все необходимое для ЭЗР. Необдуманно.
В целом, это, безусловно, удобно. Сама идея очень интересная, когда фермер может удаленно решать вопросы, дает больше времени, которое в дефиците, крестьянам. Все цивильно в идеале, но на сегодня - необдуманно.
Беседовал ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам