Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Потенция «Агрокомпетенции»
Семинары, тренинги, обучение – эти термины прочно вошли в жизни современного человека. Бизнесмены, стремящиеся расширять свое информационное пространство, с завидным постоянством проходят курсы с целью повышения квалификации.
Для большинства людей, чья деятельность связана с АПК, кажется немыслимым выделить день из своего плотного графика и посетить семинар. Однако, как бы то ни было, подобные школы необходимы, чтобы восполнять пробелы знаний и знакомить аграриев с инновациями, а так же разъяснять нормы законов и механизмы субсидирования, о которых, как правило, знают не все. Для того чтобы восполнить белые пятна в информационном пространстве казахстанских фермеров, при поддержке Национальной палаты предпринимателей организуются специальные семинары.
Второй блин и мелкие комочки
В июне текущего года на III съезде Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» было принято решение о создании Центра агрокомпетенций. Главное его предназначение – обучение сельхозтоваропроизводителей инновациям и основам эффективного ведения агробизнеса. Сегодня в Казахстане работают свыше 200 тысяч сельскохозяйственных формирований. Но как показывает практика, большинство из аграриев не имеют профильного образования, либо же методы, по которым привыкли работать производители, устарели. «Вот поэтому мы должны в доступной форме рассказывать нашим крестьянам о новых тенденциях в технологии ведения агробизнеса», - рассказывает директор Центра, доктор экономических наук Толеутай Сатаевич Рахимбеков.
Стоит отметить, что организация подобных школ предпринималась еще в 2008 году, когда была открыта КазАгроИнновация. Именно тогда был создан первый Центр распространения знаний. Практика показала, что данное начинание было востребованным и необходимым. Только для фермеров, как выяснилось позже, оказалось малоэффективным. Как поясняет Толеутай Сатаевич: «extension (от англ. «расширение» – Авт.) - один из способов внедрения научных разработок, поэтому ученые углублялись в большей степени в научную сторону, не учитывая при этом запросы самих аграриев».
В этом году МСХ РК обратилось в НПП, поскольку это единственная структура, где есть филиалы вплоть до районов, с просьбой организовать обучающие семинары для фермеров. В скором времени Нацпалата создала дочернюю структуру – Центр агрокомпетенций, которая приступила к разработке тем обучения, занятий, набору специалистов и лекторов.
«Мы сами, конечно, не в полной мере довольны тем, что есть. Но нужно понимать, что бюджет данной программы принимался еще в прошлом году. Поэтому пока мы должны работать в предоставленных условиях. Мы пробуем, адаптируем программы, готовимся к следующему году», - делится директор Центра.
Здесь стоит отметить, что подобные курсы – вещь не разовая, и, по словам руководителя, станут постоянными.
При внедрении подобной практики Центру посоветовали обратиться к опыту мировых стран, например США. «Но Америку с нами сравнивать нельзя: там вся аграрная наука финансируется за счет бизнеса, и у нас пока такая практика не пойдет», - отмечает Рахимбеков.
О том, какой продукт должен получиться на выходе, специалисты Центра представляют четко:
«Мы уже видим, как будет работать эта система в последующем, - делится планами директор. - Она будет состоять из четырех уровней. Первый уровень – это консалтинг. Когда образовывался Казагромаркетинг, в каждой области создавались так называемые сельские консультационные центры (СКЦ). Именно они должны были взять на себя роль консультанта. В районе сидит человек, фермеры ему задают вопросы, он тут же связывается через интернет с МСХ, департаментами, институтами и дает квалифицированный ответ. КАМ начал внедрять такую практику. Но со временем это дело чересчур коммерциализировали. На сегодняшний день мы хотим восстановить данные консультационные центры.
Второй уровень подразумевает практику наставничества. Внутри районов к более передовым хозяйствам возят начинающих, менее успешных, чтобы те могли учиться и перенимать опыт. Наставники, естественно, получают за это деньги.
Семинары, которые мы сейчас проводим, это уже третий уровень. Аграрии, в идеале, должны стремиться посещать подобные мероприятия сами.
Четвертый уровень заключается в пропаганде аграрной политики и разъяснении норм законов. Люди просто не знают некоторые нормативы. Отсюда и возникают недопонимания. Например, о механизмах выплаты субсидий или их нормах: в одном только растениеводстве на хлопок выделяется семь разновидностей субсидий».
Палкой в рай
Новость о необходимости посещения обучающих семинаров, многие фермеры, по рассказам специалистов, встретили с недоверием.
«В первое время на семинары приходилось даже прибегать к административным ресурсам, - признаются в Центре. – Однако, со временем у аграриев стал просыпаться интерес, активно задают вопросы, обмениваются мнениями. Семинары предназначены еще и для того, чтобы фермеры смогли поговорить, поделиться опытом, рассказать о своих проблемах. Ведь, как правило, круглогодично варятся в собственном соку. И поэтому, мы предполагаем, что данная система будет выступать также обратной связью. Созданные call-центры должны помочь нам в этом. У нас есть план: 1,5 тыс. звонков в месяц. Но пока фермеры звонят мало: порядка 30-40 звонков в день, а выходить надо на уровень 100».
В перспективе у Центра есть идея: инициировать субсидирование только тем фермерам, которые прошли соответствующие курсы. Мировой опыт показывает, что подобные практики являются распространенными.
«В Польше существует аналог Казагромаркетинга – консультативный совет сельского хозяйства. Частная структура, созданная еще в 1903 году. Существует на 50% за счет бюджета Польши, 50% - дает воеводство. При МСХ Польши функционирует агентство по субсидированию и выплаты субсидий получают только те, у кого есть сертификат, подтверждающий факт прохождения курсов».
Красная рубашка и шумерский рис
Отдельно стоит сказать о тематике занятий, которые вызвали неоднозначную реакцию у многих слушателей.
«Первые тематики семинаров, предложенные экспертами, вызвали даже у меня, как у руководителя, некое удивление. Например: «Теоретические основы производства зерновых на каштановых почвах». Да это тема ни одной диссертации, в один день лекции «затолкать» ее невозможно!», - возмущается Толеутай Сатаевич.
Всего нужно было разработать в короткие сроки 666 тем. Пытались достучаться до наших лекторов, чтобы были внесены коррективы, больше останавливались на практике, нежели чем на теории. «Влияние стресса на повышение эффективности откорма животных» - почему бы не разработать эту тему? У растений бывает стрессы, а у животного тем более. Вот что будет интересно фермерам. Ведь все нюансы, казалось бы, даже незначительные, влияют на развитие производства. Даже цвет одежды, в которой кормят животных: пришел скотник в красной рубашке, а у животных может быть соответствующая реакция. Если неправильно обращаться со скотом с точки зрения психологии, скот может терять в весе.
Фермерам не интересно знать, в каком веке впервые у шумеров появился рис. Им интересно знать, как сберечь рис в условиях засушливого климата, как адаптировать на своих полях влагосберегающие технологии, изучить лазерную планировку чеков. На практике можно показать эти технологии, а еще рассказать о мерах господдержки, об инвестиционных субсидиях, о плюсах кооперации, как наладить кооператив по потреблению воды, кооператив по сбыту риса, - вот какие вопросы будут интересны для аграриев. И мы делаем все, чтобы семинары были максимально информационными для сельхозпроизводителей. Поэтому была начата работа с отраслевыми ассоциациями.», - подчеркнул Толеутай Сатаевич.
В планах агрокомпетенции привлекать к семинарам дилеров агрохимии, поставщиков техники, которые готовы заплатить, чтобы уже в условиях подготовленных Центром, рассказать фермерам не только о своей продукции, но и новых технологиях.
Говоря об эффективности семинаров, господин Рахимбеков приводит такой пример: «В 2003 году состоялся первый семинар-совещание в ВКО по масличным культурам. После него на 60% увеличились площади масличных. А все почему? Потому что доходчиво объяснили людям о маржинальности этой культуры, о технологии возделывания».
Всего в этом году обучение пройдут около 10 тыс. аграриев страны. В будущем, эта цифра увеличится. Беседуя с директором Центра Толеутаем Сатаевичем, не возникает сомнений, что совсем скоро заработает четырехступенчатая система, а благое начинание агрокомпетенции не превратиться в формальность, а станет надежным помощникам наших аграриев.
P.S.
К слову сказать, наше исследовательское бюро с первых шагов становления Центра агрокомпетенций не только следило за развитием событий, активно комментировало деятельность Центра, но и предлагало свою посильную помощь. Видимо не в те двери стучались… В кабинете директора мы встретили максимальное радушие и готовность к сотрудничеству. Толеутай Сатаевич охотно делился проблемами, выслушивал предложения, записывал их, поделился материалами…
Нам есть, что рассказать фермерам страны, особенно тем, кто занимается растениеводством. Очень надеемся, что эти знания все-таки мы употребим на семинарах Центра в следующем году. А пока нас ждет плодотворная консультативная работа. В добрый путь!
ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам