Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Органическое земледелие в Казахстане или Суровые будни фермера-мечтателя
Всегда было интересно, что такое органическое земледелие. Всегда было интересно, как в условиях Казахстана работают сельхозпредприятия с законченным (или близким к этому) циклом производства, беседа с новатором – это всегда увлекательно, ну и наконец, просто узнать – а как у них – извечное журналистское любопытство… Мы нашли все это в одном лице. Знакомьтесь: Алмас Бубинеев, фермер из Акмолинской области.
Судя по всему, Алмас – человек ищущий. Перепробовал многие способы заработка. Много поработал в сфере торговли, но корни – родители всю жизнь проработали на селе – тянули к сельхозпроизводству. Фермером он стал, но и здесь не удовольствовался простым выращиванием зерна: стал мельником, пекарем, инженером…
Мечты и реальность
Сегодня фирма Бубинеева переживает не лучшие времена. Кредиторская нагрузка – бич казахстанского АПК. Кто-то когда-то придумал, что фермеру по зубам короткие деньги. Это стало нормой, и многие, как мотыльки, опалили свои крылья, желая модернизировать производство скоро, с полным соблюдением технологии. Это сейчас Алмас на протяжении всей беседы не раз признается, что поступил однажды не умно, теперь он понимает, что, минимум, 10-летний кредит для инвестирования в основной капитал, для села – догма. Но он ни в коем случае не отказывается от обязательств, все, что он просит – время…
А началось все с мечты.
- В 2014 году, я побывал в Подмосковье, на предприятие «Биодизель», - рассказывает наш собеседник. - Как раз тогда я посеял рапс. Было интересно наладить его переработку, искал относительно недорогое оборудование. Поехал, посмотрел. Вроде бы просто. Попросил, чтобы мне показали предприятие, которое приобрело их оборудование. Меня повезли в Рязань на бусике, который заправили биозиделем к такому же сельхознику. Но это не просто сельхозник у него свой кластер, который работает, функционирует. Я горящими глазами смотрел, излазил все, разговаривал. Как сказал потом владелец, если хочешь реально заниматься, приезжай к нам на месяца два. Это чтобы понять все тонкости и премудрости.
На предприятии - ОАО «Жито» (руководитель Кречетов Виктор Михайлович) реализуется в полном масштабе кластер, о которых так много говорили в оны годы в Казахстане. Помимо выработки биодизеля, есть небольшой хлебозаводик, своих собственных магазинов по Рязани – 32, при этом посевные площади - пять тысяч гектаров, небольшая мельница - 6-7 тонн в сутки. Они пошли дальше: развили молочное производство и также реализуют свои товары через свои же магазины. Кстати из 32 магазинов в 29 продается только продукция собственного производства! Производят крупы, перерабатывают, фасуют и продают.
Хорошо там, где нас нет
«И вот я приехал, запустил мельницу, реализацию. Правда, пока я арендовал только два магазина но от увиденной модели не отказываюсь», - говорит фермер-«поневоле».
Почему поневоле? А это уже другая история, а точнее, предыстория. Несколько лет назад, когда еще торговля была основной его деятельностью, Алмас загорелся забытой старой технологией уборки зерна методом очеса. Он вдруг увидел в этом рывок для отрасли - не технологическую революцию, которая вмиг даст по нескольку тонн на круг, нет. Но которая сбросит ненужные напластования заблуждений, и вырастит на земле настоящего хозяина. Слишком патетично для жатки? – Отнюдь, ведь уборка очесом, это целая аграрная философия.
…И Алмас принялся убеждать.
Он ездил на самостоятельные хозяйства и увлекал, рассказывал. Одно дело пламенная речь, другое – наглядность. Ведь производственнику все нужно пощупать. Бубинеев взял 200 гектар земли, и организовал на них небольшую опытную станцию, конечно, и технику купил, которую так горячо пропагандировал. Один агрегат, второй, третий, и все – производственные, широкозахватные (такую технику для научных организаций не выпускают). Пока пропагандировал, не заметил, как приобрел весь арсенал, необходимый для посева и жатвы.
- Я кредиты взял, на 300 тыс. долларов только для инвестиций, притом, что у меня было только 200 гектаров земли. Приобрел жатку, турбокультиватор и пошло, пошло, пошло. Нужно было сравнивать классическую технологию с очесом. Нет маленького турбокультиватора - я взял большой. Его надо таскать - надо трактор .Взял трактор и пошло и поехало. Вынужден был заняться производством. Избыточные мощности были. На родине в Кирилловке удавалось добрать до 500 гектаров, а больше нет. Там «Казэкспортастык» земли - свободных участков нет. Я взял село Акколь, между Щучинском и Астаной. Земли были заброшенные, лет 10 не обрабатывались. 2014 году впервые обработали, посеяли, в 2015 году - второй год.
Ломая ментальность
Характерный пост читаем на странице Бубинеева в Фейсбуке:
«Очесывающая жатка МОН-4 для комбайна Енисей произведенная в 1984 году в Павлодаре была куплена одним из хозяйств в СКО в 2007 г; три года пролежала на машдворе; в 2011 году была использована мною на своем экспериментальном поле 200 га. В 2012г приобретена очесывающая жатка «Славянка» на экспериментальное производство и продано по Казахстану около 100 таких жаток; в 2014г были закуплены очесывающие жатки «Озон» на свое производство в количестве 4 жаток. У себя убираю зерновые 100% очесом. Ментальность механизаторов и специалистов пришлось "ломать" в течение 3-х лет...»
Мечта, которую, планирует воплотить в своем хозяйстве – уборка пшеницы без комбайнов. Тракторами МТЗ-82 с прицепными очесывающими жатками. Идея без комбайновой уборкой методом очеса предполагает, что инвестиционные затраты крестьян резко сократятся за счет отказа покупки уборочных комбайнов. Уборка будет проводится тракторами класса 1,4 , т.е. легендарным МТЗ-82 - самый распространенный трактор на всем постсоветском пространстве.
Сразу возникает куча вопросов и куча проблем. Во-первых, метод очеса предполагает выровненное поле, никаких камней, брошенных запчастей. В хозяйстве Бубинеева, якобы, хранят «музей поля чудес» - груду металлолома, камней и бута, которые убрали с целины.
Вторым препятствием являются рекомендованные ставки по оплате труда. Много ли намолотишь очесывающей жаткой? Вот и получается, что в тех редких хозяйствах, где все-таки проникались идеей очеса, наталкивались на непреодолимое сопротивление комбайнеров.
Вот как об этом рассказывает Алмас:
- По большому счету, в сравнении с традиционным методом не сильно изменения идут: жатку меняем с традиционной на очесывающую и работаем, единственное, нужно быть в дотошным в приведении к соответствию полей: чтобы не было палок, камней. И когда поля окультуренные проблем нет, комбайны быстро ездят. По потерям я не вижу особой разницу по сравнению с классической жаткой. Но и классическая жатка тоже потери делает, когда хлеб перестоит сухой. Вот показательный пример: «Атамекен-Агро» в свое время закупило очесывающие жатки, руководители поработали, озвучили, что очень большие потери и поставили на линейку. Я привез их на свое поле, показываю, ползаем прям по полю, ищем «потери». Посмотрел представитель Атамекена посмотрел, тут же при мне достает телефон и звонит своим: «немедленно цепляйте очесывающие жатки и вперед в поле».
На фото: Щуп агронома уходит на глубину 1,8 метра. Поле после очеса
Мы продавали очесывающие жатки сторонним предприятиям. Потом на этих предприятиях идет война с механизаторами. Вплоть до того, что бросают ключи и уходят. Начинаем разбираться. У очесывающей жатки ширина - 6 метров, а на обычной 7 или 9 метров, а расценка за гектар одинаковая. Получаются заложники системы…
Грубо говоря, никто не хочет менять привычное годами сложившееся на что-то новое прогрессивное. Среднестатистический фермер с уже сложившимся парком машин и механизмов, который итак приобрел их в лизинг, думает: «зачем мне менять жатки, бодаться лишний раз с рабочими», и в чем-то он прав.
Помимо качественно нового подхода к обработке почвы, плюсы очеса хорошо видны в год, когда получается разноярусный хлеб (как это было в 2014 году). Ну и главное - высокая стерня на полях обеспечивает естественное снегозадержание, чем решает главную проблему растениеводства – накопление влаги.
- Самое главное, что я получаю стабильность урожая, - подводит итог наш собеседник. - Когда получаешь стабильный урожай, на порядок выше, чем у соседей, это хорошая картина. Последние три года идут осадки. То есть, разницы нет: у всех получается нормальный урожай. Разница выстреливает в таких годах, как в 2012 год, когда засуха была везде. Мы на порядок получали выше урожайность. В такие годы идет отрыв. По экономике мы укладываемся в бюджет традиционной технологии. Единственное, что мы больше возимся с кадрами, чтобы достичь результата.
На фото: То, что получаем весной
А проблемы… при равнозначных затратах мы получаем больше гарантии урожая при условии, что персонал качественно отработал, из-за того, что на самотек пускают этот момент, результат получается еще хуже. Если в комплексе подходить, то урожай будет гарантирован, я в этом убедился.
- Многие аграрии задают вопрос: «а как потом по такой стерне весной сеять?». Есть два пути решения: предпосевная обработка таких полей турбокультиваторами - специальные орудия вертикальной обработки (фото 3). Они не чернят землю, не иссушают ее, отлично дробят солому, выравнивают поле и закрывают влагу. Далее посев имеющейся в хозяйстве сеялкой. На снимке тарктор К-700 агрегатирует турбокультиватор Summers. Это первый. Второй способ: прямой посев специальными стерневыми сеялками. На снимке трактор (фото 4) К-700 со стерневой сеялкой «Берегиня» сеет прямо по стоящей высокой соломе. Всходы получаются хорошими, дружными.
Ни капли химии
- Я профессионально занимался реализацией агрохимии. Постоянно моей задачей было продать как можно больше препаратов, в этом состоял экономический результат нашей компании. Наблюдая за рынком, я понял одну вещь: отечественный АПК перегрузился химией, химией можно закрыть тот вопрос, этот. А в итоге, химикаты плотно вошли в производство и стали эдакой подушкой безопасности, которая, откровенно говоря, отвлекла фермеров от основной задачи – сохранения плодородия почвы. В сельском хозяйстве мелочей нет: получаем урожаи, а все остальное рушится. Я смотрю, сколько химии вносим по каждому поводу: болезни, и протравка, и химия против сорняков, и химия против насекомых… обработка постоянная. У меня есть данные, сколько какое вещество разлагается. Вдобавок концентрация вредных веществ в почве увеличивается. Именно по этой причине мы начали выращивать экологически чистую пшеницу, отказавшись от ядов полностью, производить экологически чистую муку и хлеб. Мы хотим, чтобы наши дети и все наши близкие питались здоровой пищей! Сегодня на наших полях внедряется двупольный севооборот пар-пшеница. Это наиболее оправданная технология при органическом земледелии.
Да, предприятие Бубинеева работает под лозунгом «Хлеб от поля до прилавка». Зерно с поля проходит обработку на мехтоках и поступает на собственную мельницу, где смалывается в муку. Из нее пекут хлеб, который реализуется в Кокшетау. И вот одна из реалий: хлеб, который на Западе имел бы кучу маркировок – «органик», «ГМО фри» и так далее, продается как среднестатистическая буханка.
- Я иллюзий не питаю, рынок Кокшетау не такой привередливый. В мире органическая продукция стоит очень дорого. Если у меня по себестоимости вышло плюс минус пять тенге, я цену не задираю сильно. Хотя при производстве пшеницы ни одной капли химии на нее не попадало. Самое главное внутренне сознание, что я кормлю людей качественным продуктом. Это придает уверенности. Наверное, поэтому, у нас нет проблем с реализацией. Может еще и потому что, рынок не совсем заполнен. В любом случае, при прочих равных условиях, человек предпочтет чистый продукт, без химии. Мне предлагали на мельнице поставить оборудование, которое будет подтягивать качество пшеницы, отбеливать муку, какой бы она не была. Но я сразу отказался от этого. В прошлом году, когда мельницу запустил, не совсем качественное зерно получилось: под дождь попал урожай, был морозобой, с клейковиной проблемы. Не совсем качественная мука получилась, поэтому пришлось полностью на год заморозить производство! От всяких добавок мы просто отказались. В этом году мы подтянули технологию, посеяли пораньше, чтобы избежать морозобоев. Это качественное зерно пустили на мельницу, проблем нет - высокое качество муки. Был такой забавный случай в прошлом году. Как только убрали пшеницу, перемололи его муку и повезли на анализ. Нас спрашивают: сколько отлежалось зерно. Отвечаем: всего четыре дня как с поля. Отказывались принимать. Думали, что низкого качества, нарушен технологический цикл, ведь нужно, чтобы зерно отлеживалось месяц. Мы сказали: мы же вам платим, дайте реальную картину. Приехала за анализом. Клейковина 30, а обычно при таких условиях 25. В лаборатории поахали еще и «совет» дали – это зерно не тратить на муку, а смешивать ее с менее качественным покупным. Посмеялись, ушли.
О кадрах
«Максимум у нас работает 20 человек. Всего пять тысяч гектаров земли, две тысячи освоено», - говорит Алмас.
- С 20-ю справляетесь на двух тысячах?!
- Я считаю много людей - раздутый штат просто. Тут вопрос в чем? Я сам сажусь за трактор, смотрю хронометраж, отрабатываю, смотрю, какая реально получается выработка. Плюс электронные помощники, которые стоят, полностью контролируют. Я наглядно вижу, работают люди или нет. Если они не работают, причины выявляются быстро.
После всех финансовых неурядиц коллектив понемногу стал отсеиваться. Хотя Алмас делит с коллективом каждый заработанный кусок хлеба. Он никогда не отказывается – людям надо платить, но и люди должны понимать, когда в хозяйстве проблемы – это общие проблемы. В итоге остались настоящие, проверенные единомышленники.
О таких альтруистах Алмас говорит много:
- У меня возникла идея создания школы своеобразной: предприятие, может ресурсный центр. В облобразовании эту тему поднимал. Это некий противовес классическому образованию. Создать условия для людей с горящими глазами, с тех же сел, глубинок. Я сам из села: мать – телятница, отец-скотник, казалось бы, никаких перспектив, но, тем не менее что-то грызешься, продвигаешься. Поэтому молодым ребятам нужно дать такую возможность. Я когда управлял корпорацией, всегда при общении с молодыми работниками подходил с той стороны. «Ребята вы учитесь, и вам еще за это платят». Я стараюсь привлекать тех, кто разделяет эту точку зрения. Но есть такие, кто говорит: я сделаю от сих до сих и все. Такие тоже нужны. Для достижения результата надо привлекать и тех и других. Но для развития нужны ребята, которые будут развиваться вместе с тобой, иногда даже бесплатно работать. Сложно таких найти.
Какой будет посевная?
- Каждый год готовимся на полную катушку. Ни одна посевная не похожа на другую. Если будет влажно, у нас раннеспелые семена, дают высокую клейковину, можем сеять и в июне. Часть сортов среднеспелых, это для того, чтобы раньше начать сеяться. В прошлом году омские сорта мне пришлось продать и закупить ячмень. Из-за дождей все сдвинулось. Готовились к одному, а на деле вышло другое. Природа вносит свои корректировки, нужно просто быстро меняться.
Цены на химию выросли в два раза. В то время когда экономика ставит свои условия, мы передвигаемся на двуполку, пашем техникой, а дальше бактерии почвенные делают свою работу вместе с воздухом, накапливают азот. Единственное, что будем работать без оборота пласта, переворачивать, не перемешивать аэробные и анаэробные бактерии. Главное, бороться с сорняками. По сорности чуть больше получается, но мультипликативный эффект огромен. Но на следующий год поля уходят на паровую обработку. Если двухпольный севооборот, мы по большому счету ничего не теряем.
Вместо послесловия
Еще много тем мы поднимали в беседе с Алмасом Бубинеевым: о потере качества казахстанского зерна, и в этой связи с той проблемой, что казахстанские селекционеры, увы, не могут в полном объеме обеспечить потребности фермеров. Об отношении банковской системы к фермерству, о том, что подойдя однажды к «аграрке» как любому другому бизнесу, в Казахстане сложилась кредитная «пробка», которая мешает дальнейшему развитию АПК. Рассказывал он и о своих планах. Сбудутся ли они? Найдет ли он понимание у своих коллег, сумеет ли он убедить кредиторов? Очень надеемся на это. И обязательно расскажем, какие еще светлые мысли посетили голову этого беспокойного человека.
Записал Виктор Асланов
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: горчица, черная, со склада, объем - 540 тонн 19 мая 2025 г. 13:23
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:22
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:20
- Перейти к торгам