Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Экспорт муки в Казахстане, как шагреневая кожа, имеет устойчивую тенденцию к сокращению – Евгений Ган
Казахстан в 2015/16 МГ продолжает удерживать свои позиции одного из крупнейших производителей и экспортеров пшеницы в мире, а также лидерство в мировом экспорте муки. Однако кризисные явления в экономике и девальвация национальной валюты оказали существенное влияние на рынок. О работе казахстанского рынка зерна и муки в первом полугодии текущего сезона ИА «АПК-Информ» любезно согласился рассказать президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.
- Евгений Альбертович, прошло более половины 2015/16 МГ для казахстанского рынка зерна и муки. Как оцениваете работу данных рынков?
- Рынок заметно оживился. И, на мой взгляд, по двум причинам. Первая – выравнивание курсовой разницы между российским рублем и казахстанским тенге. Это позволило восстановить экспортную привлекательность зерна и продуктов его переработки на внешних рынках. И второе – в текущем МГ собран урожай больше, чем в предыдущем году. Хотим мы того или не хотим, внутреннее потребление зерна от количества собранного урожая зависит слабо. Стало быть, дополнительное количество зерна, собранное в текущем году, желательно продать на внешнем рынке.
- Есть ли в настоящее время проблемы с качеством собранного в 2015 году урожая, а также приобретением необходимых объемов пшеницы для работы предприятий?
- Нет, внутренний рынок практически полностью загружен сырьем, у наших покупателей, как внутри страны, так и за ее пределами, претензий нет.
- В 2014/15 МГ, согласно Вашим прогнозам, в Казахстан было импортировано около 0,5 млн. тонн российской пшеницы. Как оцениваете поставки данной российской продукции в текущем сезоне?
- Россия и Казахстан находятся сегодня в едином экономическом пространстве. И это, на мой взгляд, должно принципиально менять идеологию торгового партнерства. В настоящее время переток зерновых ресурсов из Омской области в Новосибирскую (или наоборот) считается нормальным. А торговлю между Омской областью России и Северо-Казахстанской областью Казахстана до сегодняшнего дня по-прежнему почему-то воспринимают как нечто неординарное. Переток зерновых ресурсов из России в Казахстан и наоборот надо рассматривать уже не как торговлю стран, а как торговлю между регионами Единого экономического пространства. В текущем сезоне наблюдаются как поставки зерна из России в Казахстан, так и из РК в РФ. Все определяется курсовой разницей между российским рублем и казахстанским тенге в тот или иной промежуток времени. Поэтому, по моему мнению, необходимо оценивать не баланс зерновых в Казахстане и СФО России, а совокупный зерновой баланс, и также необходимо разработать механизм мониторинга поставок из Казахстана в Россию и наоборот, осуществляемых автомобильным транспортом.
- Ожидается ли увеличение объемов экспорта казахстанской пшеницы в сравнении с сезоном-2014/15?
- Так как в текущем сезоне в Казахстане урожай зерновых превысил прошлогодний на 1,6 млн. тонн, то, на мой взгляд, следует ожидать и увеличения объемов экспортной торговли. Насколько – сложно сказать, так как прогнозирование сегодня – вещь крайне неблагодарная из-за непредсказуемости целого ряда фундаментальных факторов. Не завершен процесс инфляционного таргетирования, мы еще не можем точно определить «дно». Переходной процесс, в котором мы сейчас находимся, практически лишает возможности работать на длинных позициях. Также непредсказуема ситуация и с российским рублем и плюс неоднозначная ситуация в странах–импортерах, где национальные валюты тоже девальвировали, и покупательский спрос явно снижается.
Думаю, увеличение объемов экспорта зерна будет непропорционально росту урожая – где-то в пределах 800-900 тыс. тонн за год.
- Какое влияние оказывает девальвация тенге на мукомольную отрасль страны?
- Первое полугодие 2015 года для мукомольной отрасли Казахстана оказалось крайне непростым. «Перекос» в курсах российского рубля и казахстанского тенге привел к резкому снижению конкурентоспособности отечественной муки. Как следствие – на наших традиционных экспортных рынках (в том числе и на рынке Узбекистана) стали появляться зерно и продукты его переработки стран – наших конкурентов. Более того, в приграничных с Россией регионах российская продукция стала доминировать на полках.
Инфляционное таргетирование, начавшееся в августе 2015 года, позволило восстановить status quo.
- Как оцениваете производство муки и темпы ее экспорта в 2015/16 МГ? Есть ли изменения среди основных импортеров данной продукции?
- Экспорт муки в Казахстане, как шагреневая кожа. Имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Наверное, это предмет отдельного интервью. Но, если в общих чертах, то в последнее время страны-импортеры казахстанской муки принимают меры нетарифного ограничения при поставках муки. Узбекистан применяет акцизный налог на всю ввозимую в страну муку в размере 11% от стоимости, Таджикистан ввел дифференцированный НДС на импорт зерна и муки: при импорте зерна – 10%, муки – 18%. Кыргызстан буквально на днях обнулил НДС на ввозимое зерно.
На наш взгляд, в 2015/16 МГ объемы экспорта муки будут меньше, чем в предыдущем сезоне. Соответственно, снизятся и объемы производства муки в целом. По нашим оценкам, на 100-150 тыс. тонн.
Необходимо напомнить, что объемы экспорта муки и объемы внутреннего потребления на сегодня практически одинаковы – в пределах 1,8 млн. тонн в год.
- Повлияет ли на работу зернопереработчиков вступление страны в ВТО? Почему?
- Не думаю, что что-то принципиально изменится. Казахстан практически не присутствовал на рынках Европы, и вряд ли вступление в ВТО что-то принципиально изменит. Уж больно дорог перевоз («За морем телушка полушка, да …»).
Потенциально на рынке Европы может присутствовать экопродукция. Наши экспортеры работают в этом направлении. Как будет – покажет время.
- С 1 января в Казахстане отменено субсидирование производства хлеба. Способствует ли введенная мера развитию конкуренции между хлебопеками и привлечению инвестиций?
- Полагаю, что революционно ничего не изменится. Надо понимать, что цена на хлеб не отпущена «в свободное плавание». Просто изменились правила игры при определении цены в связи с отменой субсидирования затрат на производство социального хлеба (Продкорпорация перестала выступать здесь регулятором). Цена на хлеб повышена, но она в любом случае осталась в поле внимания госорганов.
Но тот факт, что к цене хлеба повернулись лицом, уже дорог?го стоит.
- Ранее Вы упоминали о необходимости реформирования всего АПК республики для улучшения ситуации в аграрном секторе и мукомольной отрасли в частности. Как оцениваете проводимые изменения в сельском хозяйстве?
- В 2015 году объем производства продукции сельского хозяйства в стране составил 2,7 трлн. тенге, что на 4,4% больше, чем в 2014 году. АПК Казахстана в минувшем году – единственная отрасль, которая на фоне экономического кризиса показала рост. Падение доходности нефтегазового сектора, как и других отраслевых сырьевых секторов, увеличило долю АПК в общестрановой «копилке». И необходимо отметить, что внимания к нам действительно в последнее время ощутимо больше.
Думаю, что совместными усилиями в текущем году мы сможем более корректно позиционировать нашу роль в экспортном потенциале страны.
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: горчица, черная, со склада, объем - 540 тонн 19 мая 2025 г. 13:23
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: пшеница, некласска, 5 класс, со склада, объем - любой 14 мая 2025 г. 13:45
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:22
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:20
- Перейти к торгам