Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Дисбаланс в производстве зерна и муки, или Почему казахстанская мука не сможет вернуться в Узбекистан
По мнению вице-министра сельского хозяйства Азата Султанова, Казахстан не сможет вернуться в Узбекистан с мукой.
В интервью изданию «Караван» представитель МСХ отметил, что подход, когда все отрасли: и производство, и переработка, и экспорт, находятся в одних руках - совершенно правильный. Это способность обеспечить баланс производства и потребления, а также баланс мер господдержки.
Спикер акцентировал внимание: «главная задача МСХ - обеспечение хорошего заработка фермерам», подчеркнув, что за счет баланса оказывается поддержка и фермерам, и переработчикам.
На вопрос корреспондента: поддерживается ли баланс в производстве зерна и муки - спикер ответил: «если мы говорим о мукомольной отрасли, то здесь мы держим баланс».
По словам Азата Султанова, проведенный анализ показал: из 300 мукомольных комплексов, которые работали на пике, сегодня работают 120-140, назвав меры поддержки для мукомолов:
- предоставлен доступ к оборотке;
- субсидируется экспорт;
- постоянно возим муку РК по странам мира. Недавно в Катар возили.
Главными потребителями муки Султанов назвал Афганистан. И еще Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан. Даже в Россию попадает часть, отметив:
«Китай для нас пока не проходной по муке. И туда почему-то не стремятся наши мукомолы. Им более комфортны неприхотливые рынки Афганистана и Таджикистана».
Но мы локальные игроки. Не глобальные, как Турция. Мы постоянно упираемся в вопросы логистики и сбыта: мы не можем грузить муку сухогрузами в Африку или страны Персидского залива.
По словам спикера, в хороший год мы перемалываем 5 млн. тонн зерна, экспортируем 2 млн. тонн муки. Еще 2 млн. тонн оставляем для собственного потребления. Это мука, макароны, крупы для населения. А представьте, что мы перемелем все 16 млн. тонн пшеницы. Куда мы денем эту муку? Цена на муку упадет, во-вторых, ее хранить негде.
На вопрос: почему вы не требуете от мельников поднять качество, чтобы пройти в Китай - Султанов ответил: «мы пытались. Сами бизнесмены не хотят». Спикер отметил, что в рамках международных миссий МСХ всегда предлагает муку. В ответ китайцы выставляют нам требования по помолу, сортности и цене.
По цене мы не проходные. По качеству - они почему-то предлагают муку 1-го сорта, которую они поставляют в Афганистан. Вы думаете афганцы берут дорогую муку высшего сорта? Вот узбеки берут ее как улучшитель для своей муки.
Все же наши мукомолы полностью обеспечены зерном. Нет такого, чтобы они стояли вообще не загруженными. Как только у них возникают проблемы, МСХ тут же принимает меры поддержки.
Если нам мукомолы покажут, что готовы взять излишки… В этом году мы на экспорт вывезем 12 млн. тонн зерна. Еще в 2 млн. тонн излишек образовался. И мы хотим простимулировать выход на новые рынки.
На Грузию мы грузили до 500 тысяч тонн, но затем они ушли на российский хлеб. Сейчас мы выполняем экспортный контракт на Азербайджан. Кыргызстан брал 350-500 тысяч тонн. Ушел на российский рынок. В этом году мы туда экспортировали порядка 107 тыс. тонн. В прошлом году вообще ничего не грузили. Есть рынок Африки, рынок Восточной Европы, рынок Юго-Восточной Азии. Логистика туда очень дорогая, мы готовы перевозку субсидировать.
Кроме этого, есть экспорт комбикормов.
По оценке спикера, вернуться с мукой в Узбекистан мы уже не сможем, потому что каждая страна развивает собственную переработку.
Каким образом мы можем повлиять на узбекские предприятия, чтобы они не открывали свои мельницы? Ограничивать экспорт зерна? Тогда возникает другой вопрос: смогут ли наши мельники забрать эти 10 млн. тонн?
А есть еще фермеры, о которых мы должны заботиться. Не надо забывать, что основным поставщиком сырья являются фермеры, которые выращивают хлеб. 180 тысяч хозяйств занимаются растениеводством. Допустим, хлебом занимаются 140 тысяч. По данным Союза зерноперерабочиков, у нас работает 220 мельниц. Чьи интересы мы должны ставить в первую очередь?
Если по муке у нас обеспеченность больше 200%, мы приняли непопулярные меры по подсолнечнику - мы ввели экспортные пошлины. Вот там пошла загрузка маслоперерабатывающих предприятий.
Чтобы не вводить фермеров в кабальные условия, у нас есть субсидирование при сдаче семечки на перерабатывающие заводы - в среднем 20 тысяч тенге в зависимости от региона.
Производство масличных - примерно 3 млн. тонн. Есть переработка по подсолнечнику - 2 млн. и 1,2-1,3, которые производим.
Такого соотношения, как у мукомолов, мы здесь не видим. Там слишком большой перекос.
Маслосемена: надо учитывать, что российская семечка - не проходная на рынке Узбекистана. Поэтому казахстанские производители - виновники перехода Узбекистана с хлопкового на подсолнечное масло. Очень сильный престиж у нашего масла в КНР. В приграничных регионах казахстанское масло дарят, когда ходят в гости. Очень большим спросом пользуется.
Соответственно, здесь есть возможность ограничить экспорт семечки, не ограничивая возможности экспорта готового масла.
По зерновому производству такой баланс мы не можем найти. В первую очередь потому, что пострадают фермеры.
Актуальные предложения торговой площадки
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:22
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:20
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 9 апреля 2025 г. 17:18
- Куплю: пшеница, 3,4,5, со склада, объем - 5000 26 марта 2025 г. 21:31
- Куплю: пшеница, 3 , 4, 5, со склада, объем - 5000 12 марта 2025 г. 17:38
- Перейти к торгам