Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Ассоциация казахстанских перевозчиков: повышение ж/д тарифов - не панацея, нужны радикальные меры по реорганизации КТЖ
В Ассоциации казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков сообщили, что большой ажиотаж вызвала информация КТЖ о ежегодном росте регулируемых тарифов (МЖС и ЛТ) до 2026 года на 24%, в том числе о повышении с 1 января 2025 года предельного тарифа (в рамках максимального индекса 3,0 к тарифу) на МЖС для экспортных перевозок в целях доведения уровня тарифов до окупаемости.
В результате, ожидается рост общего ж/д тарифа при экспортных перевозках:
- угля - на 37%;
- железной руды - на 31%;
- зерна - на 30%;
- химикатов и соды - на 17%;
- цветной руды - на 24%;
- строительных грузов - на 6%;
- удобрений - на 25%;
- остальных грузов - на 18%.
При повышении тарифов влияние на цены составит:
- в угле 2 - 6%;
- в ЖРС 1 - 8%;
- в зерне в пределах 5%.
В качестве доводов в пользу повышения тарифов монополист привел поручения Главы государства, а также уровень долговой нагрузки, сложившейся, по мнению КТЖ, из-за низких тарифов. Так, в 2023 году 73% грузов перевезено КТЖ ниже себестоимости.
По оценкам нацкомпании, неповышение тарифов приведет к дальнейшему росту долговой нагрузки с 2,9 трлн. тенге в 2023 году до 4,2 трлн. в 2028 году.
Однако, большинство участников не поддержали данное решение, отметив в числе контраргументов следующие моменты:
- предлагаемый рост тарифов может привести к потере конкурентоспособности отечественных экспортеров;
- обязательства по ЕАЭС касательно унифицированных тарифов следует пересмотреть с учетом сохранения конкурентоспособности рынка Казахстана;
- необходимо провести более детальное обоснование роста тарифов и оценку рисков от введения максимальных ценовых пределов к тарифам на услуги МЖС при перевозке экспортных грузов.
При этом, в ответ на одну из главных причин повышения тарифов - необходимости инвестиций на поддержание и развитие ж/д сети, объем которых на сегодня оценивается в размере 5,7 трлн. тенге - бизнес заверил в желании и готовности покрыть часть этой потребности. Дело осталось за малым - выработать взаимовыгодные условия ГЧП.
В итоге, приняты решения еще раз обсудить, проанализировать и направить письмо на имя Премьер-министра с изложением всех рисков при реализации мер по росту тарифов.
В ассоциации добавили, рост тарифов - не панацея и она не спасет. Нужны радикальные меры по реорганизации монополиста и выделению Оператора инфраструктуры под управление Минтранса, а также развитию конкуренции на рынке перевозочных услуг.
Подготовил ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам