Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
35% - Повышение тарифов КТЖ и льготный транзит: кто из экспортеров РК обанкротится первым?
Казахстанские экспортеры обеспокоены текущей ситуацией в плане тарифной политики.
По данным участников рынка, помимо подачи «Казахстан темир жолы» заявки на повышение индекса к тарифам на 2024-2025 годы, с января перевозчик повысил тариф на услуги магистральной ж/д сети на 5%.
Дополнительно ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» направило заявку на повышение тарифа на услуги локомотивной тяги на 35%.
При том, что в 2023 году ж/д тарифы на перевозки грузов повышались трижды:
- на услуги МЖС - на 5% с 1 января; на 28,4% с 27 апреля;
- на услуги локомотивной тяги - на 11,4% с 6 ноября.
По словам директора департамента агропромышленного комплекса НПП «Атамекен» Еркена Наурзбекова, повышение тарифов КТЖ вкупе с предоставлением отдельным странам льготных тарифов для транзита приведет к удорожанию казахстанской продукции на экспортных рынках и сделает ее еще более неконкурентоспособной.
В свою очередь президент Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов заявил, что повышение ж/д тарифов может привести к банкротству ряда маслозаводов Казахстана.
По мнению экспортеров, повышение тарифов является следствием того, что "реформирование КТЖ затянулось". Конкуренция в этом секторе слабая. Также транзитный тариф не разделен на инфраструктурную (МЖС) и перевозочную составляющие, поэтому отсутствует понимание: какие объемы доходов от транзита получит инфраструктура.
Стоит отметить: в декабре 2023 года Министерство национальной экономики РК расширило перечень целей применения ценовых пределов на регулируемые услуги ж/д сети, дополнив его новой целью:
«получение доходов для возврата основного долга по привлеченным кредитным ресурсам для реализации мероприятий, направленных на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление действующих активов, создание новых активов, непосредственно используемых в технологическом цикле предоставления регулируемых услуг, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности и повышение качества предоставляемых регулируемых услуг, не учтенных в составе тарифа».
Согласно утвержденной тарифной смете, доходы КТЖ от регулируемых услуг МЖС во всех сообщениях в 2024 году предусмотрены в сумме 505 млрд. тенге. За счет применения ценовых пределов КТЖ намерено дополнительно получить еще 396 млрд. тенге.
Между тем, генеральный директор Казахстанской Ассоциации операторов и перевозчиков вагонов (контейнеров) Салтанат Адамбаева отмечает: железная дорога везде будет в выигрыше:
- Не поедет порожним - значит, будет стоять и платить за простой вагонов, и за хранение штраф в десятикратном размере. Проедет порожним, значит в четыре раза дороже заплатит»,
- упоминая о скидках на транзит, эксперт резюмирует:
мы не видим четкой ценовой политики на сегодняшний день.
Предприниматели отмечают, что нововведения приняты Министерством национальной экономики несмотря полное отсутствие расчетов влияния последствий для грузоотправителей и экономики РК, и на неоднократно выраженную отрицательную позицию бизнес-сообщества.
После консолидации позиций и расчетов грузоотправителей нацпалата планирует провести обсуждение вопроса с участием министерств транспорта и национальной экономики РК, Агентства по защите и развитию конкуренции.
Подготовил ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам