Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Экспортер: Напряженная ситуация с вагонами разрешится не раньше ноября
Отечественные грузоотправители продолжают работать в сложных условиях. Главная проблема заключается в том, что экспортеры не могут свободно отгружать объемы: есть товар, покупатели, но... нет вагонов.
Как правило, запрашиваемое количество вагонов компаниям не предоставляется. По словам большинства респондентов, зерновозы распределяются рандомно.
Помимо дефицита, на рынке увеличивается количество брошенных вагонов, что так же не ускоряет поставки сельхозпродукции на внешние рынки.
Постоянный респондент ЗМ, один из крупных экспортеров отечественного рынка, так характеризует ситуацию:
- Нужно понимать, что на станциях не хватает маневровых. Три станции может обслуживать только один. То есть подача и уборка происходит очень долго. Если на станцию вагон пришел, они могут только через неделю подать на элеватор, хотя день в день должны ставить. Потом его загрузил, оформил, а его не забирают, потому что нет маневрового, работают на разрыв.
У собеседника также вызывает вопрос относительно тяги, которой, по его словам, «совсем нет». Кроме того, участник рынка опасается, что из-за сложившейся пробки, приоритет в связи с начавшимся отопительным сезоном, на железной дороге будут отдавать углю, а не зерну.
Единственным выходом в проблемном экспорте Казахстана респондент ЗМ видит программу маршрутизации «Астык Транса».
- Допустим, если я загрузил на Жалтыре 15 вагонов и отправил их в Ташкент, они могут идти туда до двух недель… А когда грузим маршрутом, то все 48 вагонов, сформированные на станции, идут до Ташкента, не останавливаясь, максимум четыре дня.
Однако преимущество этой программы распространяется только на лояльных клиентов, работающих с «Астык Трансом» в течение всего года:
- Конечно, если я работаю с компанией и стабильно гружу по 200-300 вагонов каждый месяц, понятно, моя фирма будет в приоритете. И то, сейчас мне не дают достаточного количества зерновозов, а распределяют их поровну среди всех, кто подает заявки.
Что касается дефицита вагонов, то спикер уверен, что многие компании сейчас работают в России:
- Астык Транс покрывает только 40% экспорта, значит, остальные 60% распределяются на других частников, которые отправили свои вагоны в Россию. Все потому, что там перевозки стоят дороже. На этом фоне «Астык Транс» поднял ставки в два раза. Допустим, если я платил 800 тыс. тенге с Акмолинской области до Ташкента, то теперь - млн. триста тыс. тенге.
Сейчас участники рынка постепенно наблюдают обратную ситуацию - возвращение вагонов из России, потому что в Казахстане тоже стало выгодно работать. Однако это процесс не одного дня. Поэтому, по прогнозу экспортера, ситуация с количеством зерновозов стабилизируется не раньше середины ноября.
Собеседник ссылается на заявление КТЖ, согласно которому проблема разрешится после 15 октября, когда все "вагоны будут раскиданы", а пути освобождены.
- У них есть свой режим - 250 км в сутки, а сейчас он упал до 90 км в сутки. Они обещали выйти на стандартную скорость.
ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 2 декабря 2024 г. 18:36
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 2 декабря 2024 г. 18:34
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 2 декабря 2024 г. 18:33
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам