Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Руда в приоритете: казахстанские агробизнесмены не могут отправить контейнеры с зерном в Китай
Отечественные аграрии не имеют возможности своевременно осуществлять экспорт выращенной продукции за пределы страны. По мнению многих сельхозтоваропроизводителей, в образовавшемся сегодня в стране транспортном коллапсе, в том числе и по направлению Казахстан - КНР, кроется много причин.
Во-первых, неразвитость имеющейся инфраструктуры, отсутствие необходимого погрузочного оборудования и нерасторопность национального оператора грузоперевозок в лице КТЖ.
В комментарии ЗМ Есен, один из руководителей фермерского хозяйства, отмечает, что сегодня он, как и многие его коллеги, не имеет возможности в запланированные сроки транспортировать зерно в контейнерах в Китай.
- Мы вложили собственные средства, в свое время реконструировали необходимое погрузочное оборудование на элеваторах, чтобы иметь возможность самостоятельно производить отгрузку зерна. Само государство ставило перед нами задачу, чтобы вся продукция транспортировалась в сторону КНР именно посредством контейнеров. Мы озвученную задачу выполнили за счет собственного финансирования, тем не менее по-прежнему нам не дают возможности экспортировать продукцию за пределы страны.
Собеседник поясняет, что процедура согласования предварительных планов погрузки до 10-го числа каждого следующего месяца, требуемых нацперевозчиком в целях контроля загруженности дороги и своевременности доставки грузов, очень часто затягивается. А представители КНР согласуют планы очень оперативно - за 2-3 дня максимум.
- Однако на уровне «Казакстан темир жолы» этот документа «зависает», и процедура утверждения может длиться целый месяц. У нас фактически не остается времени, максимум две или одна неделя, чтобы успеть доставить груз к месту отправки… но это очень маленький срок.
В свою очередь, без предварительно утвержденного партнерами из КНР плана, отправители не могут рисковать и направлять зерно в контейнерах в КНР. Ведь, если вдруг придет отказ, то все финансовые расходы, связанные с порожним возвращением вагонов, лягут на экспортеров. Это немалая сумма, убытки порой могут достигать 30 млн. тенге.
Участники рынка уверены, что одной из главных причин нерасторопности нацперевозчика в лице КТЖ выступает желание перенаправить трейдеров на другие рынки сбыта, освободив пути и вагоны в КНР для транспортировки руды. То есть приоритетное направление в плане экспорта отводится металлу, который, кроме Китая, транспортировать пока больше некуда.
Помимо этого, на изменение ситуации с грузоперевозками зерновых большое негативное влияние оказывают санкционные меры, действующие по отношению к ближайшим соседям Казахстана - Российской Федерации со стороны мировой общественности.
- Получается, что аграрии выполнили все требования по приобретению самостоятельными усилиями контейнеров, их технической комплектации и переоснащения, но все равно на сегодняшний день им отводится «второстепенная роль» в системе грузоперевозок, осуществляемых отечественным оператором, - резюмирует агробизнесмен.
В комментарии ЗМ в КТЖ проинформировали, что грузоперевозки осуществляются «в соответствии с утвержденным Протоколом казахстанско-китайской пограничной железнодорожной смешанной комиссии от 13-17 сентября 2021 года». В частности,
при осуществлении месячного плана международных железнодорожных перевозок грузов из КНР или транзитом через КНР в Казахстан, Таджикистан и в обратном направлении: согласование месячных планов осуществляется между АО «НК «Казакстан темир жолы» и Департаментом международного сотрудничества «Китайские железные дороги», которые обмениваются планами за 10 дней до начала месяца отправления грузов. За 5 дней до начала месяца обе стороны информируют друг друга о принятых планах перевозок.
Что касается вопросов согласования дополнительных перевозок экспортно-импортных грузов,
«они должны предварительно согласовываться АО «НК «Казакстан темир жолы» и Департаментом международного сотрудничества «Китайские железные дороги» до 10, 15, 20 числа планируемого месяца и доводятся до сведения пограничных станций обеих сторон».
В АО «НК «КТЖ» напомнили, что приоритетная задача компании заключается в обеспечении бесперебойной поставки грузов для отечественных грузоотправителей и грузополучателей. Вместе с тем, «перевозки экспортных грузов осуществляются после обеспечения внутриреспубликанских нужд.
- При этом в настоящее время существуют ограничения со стороны приема третьих стран. В случае снятия данных ограничений компания готова увеличить объем перевозок по данным направлениям в универсальном подвижном составе, - заключает отечественный перевозчик.
Рабочий парк вагонов компании на данный момент состоит из 3 900 фитинговых платформ. Они предназначены для организации перевозок любых грузов в контейнерах, в том числе зерновых и масличных культур. Кроме того, АО «Кедентранссервис» (ДЗО «КТЖ») имеет собственную терминальную сеть. Как подчеркнули в компании, на терминалах возможна консолидация порожних контейнеров, организация погрузочных работ грузов в контейнеры и отправка их на собственных платформах.
ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Продам: рапс, без класса, с элеватора, объем - 160 тн 13 ноября 2024 г. 17:09
- Куплю: горох, бобовые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:43
- Куплю: пшеница, зерновые культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:41
- Куплю: лен, масличные культуры, со склада, объем - любой 5 ноября 2024 г. 17:40
- Куплю: пшеница, 3, 4, 5, со склада, объем - 5000 3 ноября 2024 г. 22:24
- Перейти к торгам