Следите за нашим Telegram каналом, чтобы не пропустить самое актуальное.
Зернопереработчики: Казахстан рискует остаться без зерна
Алихан Талгатбек, руководитель Союза зернопереработчиков Казахстана, поделился с «Зерновые&Масличные Казахстан» наболевшими проблемами отрасли в рамках эксклюзивного интервью.
- Алихан Кайратбекович, в последнее время в СМИ все чаще поднимается вопрос о существенной разнице стоимости муки, реализуемой на экспорт по сравнению с ценой на внутреннем рынке страны…
- Участники рынка, в частности, Зерновой Союз Казахстана (ЗСК), делает много разных заявлений вместо того, чтобы решать злободневные вопросы зерновой отрасли. А их немало: это вопросы повышения урожайности, обеспечения сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом, семенами, техникой, проблемы селекционной деятельности и так далее.
Настораживает и предыдущие выступления некоторых трейдеров и экспортеров, заявляющих о предстоящем снижении стоимости зерна, как будто пытаются снизить цену пшеницы отечественного производства.
В сложившейся ситуации необходимо понимать, что зернопереработчики потребляют 50% всего выращенного Казахстаном зерна. И для аграриев мы являемся важным и незаменимым партнером, так же, как и фермеры являются для нас самыми важными поставщиками.
Учитывая эти факторы, для всех нас благополучное развитие отрасли - первостепенная задача. Мы с огромным уважением относимся к аграриям и, конечно, понимаем, что это нелегкий труд.
Поэтому,
мне абсолютно не ясна цель последнего заявления. Что они хотят добиться этим, кроме того, чтобы подпортить нам репутацию?
- А все-таки, какова, на Ваш взгляд, главная причина отличия цен на внутреннем и внешнем рынке и из чего она складывается?
- Экспортная цена всегда отличается от внутренней, потому что на экспорт товар отпускается без обложения НДС, а это уже на 12% дешевле.
Во-вторых, на экспорт отгружается мука с другими качественными характеристиками, что позволяет использовать более дешевое сырье. Эти два параметра в основном и определяют экспортную цену.
Теперь, не разобравшись в ситуации, ЗСК с популистскими заявлениями, поливают грязными подозрениями зернопереработчиков. На наш взгляд, это непродуманное, бесцельное и неэтичное заявление. Хочу добавить, что все зернопереработчики возмущены подобными официальными высказываниями Зернового союза.
- Также в адрес переработчиков часто идут обвинения, что производство держится исключительно на российском дешевом зерне?
- В настоящее время для зернового и мукомольного рынка страны основной угрозой остается контрабанда зерна из Российской Федерации. Сразу скажу, что все отечественные зернопереработчики работают официально, и если завозят зерно из РФ, то все отражают и декларируют.
А контрабандой
занимаются некоторые мукомолы Средней Азии, которые через подставных лиц завозят зерно из РФ в РК без уплаты НДС и транзитного тарифа. Затем это зерно отгружают в Среднюю Азию на переработку.
Далее из этого контрабандного зерна получают дешёвую муку и реализуют ее по дешевым ценам, тем самым создавая недобросовестную неконкурентную среду и нанося ущерб мукомолам и экспортёрам зерна. Так же наносится ущерб государству в виде неуплаты НДС и транзитного тарифа.
- Алихан Кайратбекович, как работает данная схема?
- Насколько известно, существуют несколько отработанных схем контрабанды.
Грузовик по документам заходит пустой, а по факту заполнен зерном. Затем зерно легально по документам от казахстанских крестьянских хозяйств завозится на элеваторы.
Или грузовик везёт по документам один вес, а по факту больше. Таким образом часть зерна официально декларируется, а часть, соответственно, не декларируется.
Так же грузовик может по документам везти один товар, например песок, а по факту загружено зерно.
- Как вы считаете, существует ли путь решения этой проблемы?
- К сожалению, на уровне союзов и НПП этот вопрос не решить, необходимо вмешательство государства, в том числе профильных силовых структур. Контрабанда – это уголовное деяние. Помимо того, что наносится экономический ущерб стране и бизнесу, существует высокий риск заноса болезней растений, так как зерно не проверяется фитосанитарными рисками.
На самом деле, законодательством все предусмотрено: порядок завоза зерна, контроля, прослеживаемости, однако этот механизм по факту на практике, как мы видим, не работает.
Ежегодно 1,5 млн. тонн незадекларированного зерна пересекает границу. По нашим оценкам, это 400 млн. долларов ущерба нашей стране и отечественным бизнесменам.
Поэтому мы и говорим, что это наиболее актуальный вопрос, который угрожает и зерновому и мукомольному бизнесу Казахстана. Если вопрос не будет решаться и все будут видеть безнаказанность контрабанды, то количество контрабандистов и контрабандных объемов будет расти и дальше, от этого ущерб будет только возрастать.
- Возвращаясь к отрасли, оцените, пожалуйста, ход реализации государственной Стратегии экспорта переработанной продукции?
- Я бы сказал, весьма проблематично. Развитие зернопереработки тормозится саботированием данной Стратегии. Президент заявляет, что надо увеличивать экспорт переработанной продукции. Помимо этого, Концепцией развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан до 2030 года, предусмотрено, что основным приоритетом развития АПК станет переход от сырьевой направленности экспортной политики на переработанную продукцию. Однако по факту, мукомолье исключено из всех программ субсидирования МСХ и МТИ.
Также муку, отруби и комбикорма исключили из программ поддержки экспорта переработанной продукции. Конечно, это не может не отразиться на отрасли. Только за пять лет объём экспорта муки снизился на 900 тыс. тонн в год, а экспорт зерна вырос на 1,5 млн тонн.
Зернопереработчики приносят львиную долю экспортной выручки от переработанной продукции сельского хозяйства без всякой поддержки государства. Однако в странах средней Азии зернопераработка поддерживается на государственном уровне:
- через налоговое регулирование НДС на импорт зерна ниже, чем НДС на импорт муки;
- отрасль субсидируется;
- активно используется транзитный железнодорожный тариф, который для казахстанской муки в 2,5 раза выше, чем на узбекскую муку.
В результате казахстанская мука на рынках средней Азии выше по себестоимости, чем мука, произведённая из казахстанского зерна на узбекских мельницах.
Своими действиями нам как бы негласно рекомендуют – перевозите оборудование в Узбекистан и там перерабатывайте казахстанское зерно.
При этом нужно понимать, что зернопереработка является важнейшим звеном агропромышленного комплекса нашей страны. В отрасли трудится свыше 60 тыс. человек, она обеспечивает социальным продуктом казахстанское население, отрубями – животноводство. Все мы помним кормовой кризис прошлого года, когда скот умирал из-за недостатка отрубей. А ведь это уже сигнал, что объёмы переработки зерна снижаются, а объёмы потребления отрубей увеличиваются. Если ситуация не изменится, проблема кормов будет нарастать.
- Есть ли выход или какие конкретно меры, на Ваш взгляд необходимо, принимать, чтобы решить накопившиеся проблемы в отрасли?
- Акцентирую внимание еще раз, что сейчас происходит устойчивый крен в сторону экспорта сырья, что чуть уже не привело к трагедии национального масштаба. Мало кто понимает, что весной этого года запасы зерна в стране были на критически малом уровне. В этой связи наш Союз инициировал квотирование экспорта зерна,
если бы МСХ его не ввел, то мы, наряду с сахаром, столкнулись бы с дефицитом муки и хлеба, а это уже на порядок серьезнее.
Уверен, отрасль зернопереработки имеет большой потенциал развития, а это экспорт муки, комбикормов, продуктов глубокой переработки зерна. Предприятия уже существуют, нужно просто создать условия для их полноценной деятельности.
Для создания благоприятных экономических условий для развития зернопереработки и увеличения экспорта переработанной продукции, необходимо принять несколько волевых решений:
Первое -
ввести дифференцированный возврат НДС при экспорте зерна,
то есть возвращать меньше НДС при экспорте зерна. Это нормальная практика и применяется во многих развитых странах.
Также необходимо
ввести на новый маркетинговый сезон квоты на экспорт зерна с применением механизма встречных обязательств.
То есть трейдер при экспорте сдаёт определенный процент зерна государству в лице АО «Продкорпорация». Этот механизм себя уже хорошо зарекомендовал. Это позволит гарантировать, что больше, чем установлено, зерна вывезено не будет. Такая политика также позволит пополнить государственный резерв зерна.
В силу неблагоприятных климатических условий во многих странах мира этот сезон будет отличаться повышенным спросом на зерно и зерно будет в массовом порядке вывозиться. Так что
высокий риск Казахстану опять остаться без зерна.
Мы можем столкнуться с ростом цен муки и хлеба, поэтому необходимо принять превентивные меры и ограничить экспорт тем объемом, который мы можем вывезти без риска для собственной продовольственной безопасности.
Очень важно
вернуть в Программу субсидирования экспорта переработанной продукции муку, отруби и комбикорма.
Без этого мы не сможем обеспечить рост экспорта продуктов переработки зерна.
Также необходимо пересмотреть методологию субсидирования производства зерна, на которую выделяется порядка 100 млрд. тенге ежегодно. Но эти субсидии не работают полноценно на экономику Казахстана. В этой связи считаем, что
30% этих субсидий должно предоставляться производителю зерна при сдаче зерна на отечественную переработку.
Вкупе с этим, реализация всех вышеперечисленных действий в ближайшем периоде времени позволит стабилизировать ситуацию и рассчитывать на благоприятное решение текущих проблем зернопереработчиков.
Беседовал ЗМ
Актуальные предложения торговой площадки
- Куплю: пшеница, 3,4,5, со склада, объем - 5000 26 марта 2025 г. 21:31
- Куплю: пшеница, 3 , 4, 5, со склада, объем - 5000 12 марта 2025 г. 17:38
- Куплю: пшеница, 4 класс, с элеватора, объем - 1050 12 марта 2025 г. 13:44
- Куплю: лен, без класса, со склада, объем - любой 28 февраля 2025 г. 16:41
- Куплю: сафлор, без класса, со склада, объем - любой 28 февраля 2025 г. 16:40
- Перейти к торгам